Индуизм

Текстовая версия форума: ПОЛИТЕИЗМ: язычество, многобожие

Полная версия топика: Индуизм
Полная версия форума: ПОЛИТЕИЗМ: язычество, многобожие
Страницы: [1]

gayatri
Индуизм

Индуизм (санскр. хиндумата, хиндусамая; совр. хинду дхарма) - одна из наиболее распространённых религий мира. Последователи Индуизма (индуисты) живут преимущественно в Индии (около 95% всех индуистов), а также в Пакистане, Бангладеш, Непале, республике Шри-Ланка (до 1972 – Цейлон); кроме того, последователи Индуизма есть в ЮАР, на острове Бали (Индонезия), острове Маврикий, островах Фиджи, в Гайане (бывшая Британская Гвиана) и в некоторых других местах (особенно в странах Юго-Восточной Азии и Африки), куда он был занесён в разное время переселенцами из Индии. Конституция республики Индии (1950) включает в Индуизм также и буддизм, джайнизм и сикхизм, однако в научной индологической литературе их принято считать самостоятельными религиями.

Истоки Индуизма восходят к мифологическому натурализму религий древних ариев и автохтонных индийских племён. В результате их синтеза, в котором основные структурные элементы шли от ведической религии, возник брахманизм Индуизм же обычно называют ту форму брахманизма, которую он принял в 1-м тыс. н. э. Таким образом, ведическая религия, брахманизм и Индуизм представляют собой исторические этапы развития одной религиозной системы, причём на поздней ступени эволюции эта система становится очень расплывчатой, объединяя последователей не столько общими идейно-теоретическими принципами, сколько специфическим типом религиозного поведения и мышления.

Уже в 8–6 вв. до н. э. возникло множество еретических учений и сектантских движений, выступавших против привилегий брахманства (монополизировавшего осуществление культа и обрядов), против дорогостоящих культов и жертвоприношений брахманизма. Главным критерием добродетельной жизни в этих учениях и сектах считалось не соблюдение варновых предписаний (см. Варна), внешней обрядности и ритуализма, а постижение (тем или иным путём) внутреннего смысла и сути бытия. Наиболее значительным результатом этого процесса можно считать появление упанишад (философских комментариев к ведам), философско-этических текстов в эпосе «Махабхарата» и «Рамаяна», а также учений буддизма и джайнизма. В ходе длительного процесса взаимодействия и борьбы с этими учениями и сектами, продолжавшейся всю 2-ю половину 1-го тыс. до н. э., брахманизм сумел приспособиться к ним, в той или иной мере ассимилировал их, приняв в раннем средневековье ту свою форму, которая обычно и называется собственно Индуизм.

В 1-й половине 1-го тыс. н. э. в И. выделились два основных течения – шиваизм и вишнуизм. Собственно Индуизм и существует в основном в форме этих двух течений, хотя внутри них или помимо них в Индуизме остаётся и постоянно возникает множество сект, имеющих локальное значение (например, тантризм, сохраняющий сильную связь с древней магией, шактизм внутри шиваизма и др.).
В основе Индуизма лежит реальная повседневная практика народных верований и обычаев, отличающаяся большим разнообразием в зависимости от местных этнических, национальных, социальных условий. Она состоит в совершении различных молитв, обрядов, ритуалов, предусмотренных на все более или менее важные случаи жизни верующего.

Центрами отправления религиозного культа служат многочисленные храмы, священные места (ряд из них имеет общеиндусское значение, например р. Ганг в районе Варанаси), но главным образом местные алтари. Руководителями и наставниками при этом выступают храмовое жречество, деревенские брахманы, мудрецы, гуру, бродячие монахи и др. Многие культовые отправления совершаются перед домашним алтарём главой семьи.
Индусский политеизм включил местные божества, обычно истолковывая их как частные проявления своих главных богов. Отсюда сложность образов главных богов, множество имён у них. С этим связана и доктрина аватар, когда конкретные боги провозглашаются воплощением высших божеств Вишну и других. В средние века почитание Вишну стало практиковаться почти исключительно как аватар Рамы и Кришны.

В шиваизме же Шива был объявлен способным воплотиться в любом образе, в любом божестве. Все мужские божества имеют жён – богинь. Самостоятельное значение имеет только культ Дэви, жены Шивы (известной также под именами Дурга, Кали и др.), считающейся также национальным божеством в Бенгалии. В общинных верованиях значение культа богини-матери всё ещё очень велико. Обычно каждая деревня или община имеет своё собственное божество, даже в современной Индии (по её переписям) местные божества составляют основной объект поклонения для 80% индуистов. Индуизму и входящим в него народным верованиям присущи анимизм, почитание предков, фетишизм, идолопоклонство, магия и т. п. В Индуизме почитаются священными многие горы, реки (особенно Ганг), растения (например, лотос), животные (например, обезьяна, слон, змея и особенно корова). Предметом поклонения служит всякое необычное явление природы.

Общим для всех индуистов является учение о перевоплощении душ (сансара), по которому душа человека после его смерти воплощается в новую телесную оболочку растения, животного или человека. Благоприятный или неблагоприятный характер нового воплощения души, по представлениям индусов, зависит от кармы – воздаяния за совершенные поступки. Высшей религиозной целью считается достижение избавления от цепи перерождений – мокша.

Разработка и обоснование путей и средств достижения мокши составляет главное содержание различных религиозно-философских учений Индуизма. Наибольшее значение среди философских школ Индуизма имеет идеалистическая система веданта в её нескольких вариантах. Конечной и высшей основой бытия в веданте провозглашается духовная реальность – Брахман, конкретный же эмпирический мир объявляется неистинным, видимостью, иллюзией (майя), игрой (лила) Брахмана; поэтому подлинный смысл жизни состоит в постижении этого духовного абсолюта, в слиянии с Брахманом индивидуальной души (атмана), которые едины, но из-за незнания, невежества считаются большинством самостоятельными реальностями. С этой позиции веданта считает практическую религию также неистинной, заблуждением, однако она находит и оправдание для неё, считая её уделом непосвящённого ума, одним из способов приближения к абсолюту, одним из возможных путей (марга) его постижения: через эмоциональную преданность и любовь к богу (бхакти), через знание, размышление об истинных принципах бытия (джняна), даваемое ведантой, наконец, через мистическую медитацию, достигаемую с помощью йогической практики (раджа йога). В религиозной же философии выдвинута идея триединства (тримурти): имеющий абстрактный характер Брахман (в качестве бога – Брахма – его культ в Индии почти неизвестен) и два главных бога Индуизма- Вишну и Шива, где первый выступает творцом Вселенной, второй – её охранителем, третий – её разрушителем.

Священной литературой для всех индусов являются веды (гимны, брахманы, араньяки и упанишады), эпос Махабхарата, особенно такая её часть, как Бхагавадгита, и Рамаяна, пураны, дхармашастры и др.
Сложившийся в раннее средневековье комплекс религиозных воззрений и практики Индуизма в последующие периоды не претерпел сколько-нибудь существенных изменений, хотя в его недрах постоянно возникают различного рода сектантские движения, ереси и учения, выступающие с критикой его устоев и пытающиеся реформировать его. Наиболее значительным из них было движение бхакти (12–17 вв.). В 16 в. на базе одного из направлений бхакти возник сикхизм.

Несмотря на наличие ряда общепризнанных доктрин и норм, Индуизм никогда не имел более или менее стройной и однозначной системы воззрений, унифицированной догматики и культа, строго канонизированного «священного писания», централизованной церковной организации, назначаемого и руководимого ею духовного клира. Индуизм всегда представлял собой и представляет поныне весьма расплывчатое, аморфное явление.
Валя1980
Послушай, gayatri . Какой смысл приводить цитатаы из энциклопедий? Это надо обсуждать! Но само слово индуизм появилось совсем недавно. Имено когда мусульмане сталди нападать. Они стали звать людей Индии синдх от имени реки Синдх. отсюда и произлшло это слово индуизм. На самом деле в инджуизме сотни религиозных течений!
Бестя
Знакомство с индуизмом лучше начинать с его истоков и затем двигаться вместе с течением времени к его современному состоянию, попутно отмечая ключевые понятия и термины. В последующем изложении хронологические рамки главных периодов в истории индуизма указаны условно и служат скорее для общей ориентации, чем для точной датировки. Дело в том, что истории как науки в европейском понимании в Индии не было до прошлого века, а народная память, опирающаяся на предания и мифы была всегда равнодушна к точным хронологичесим датам.
Индуизм

1. Формативный период (III-II тыс. до новой эры - I тыс. до новой эры)Зарождение индуизма, как и всей индийской культуры, обычно связывают с протоиндийской цивилизацией, а также с реликтами иных, доарийских верований. Протоиндийская цивилизация, созданная предками дравидов, была важным звеном в цепи древних земледельческих культур"подородного полумесяца"; она имела высокоразвитую культуру со сложной религиозно-мифологической системой воззрений.
Развитым и выразительным был культ плодородия, воплощенный в образах богинь-матерей, типичный для всей раннеземледельческой полосы. Мужской аспект плодородия был связан с рогатым богом-буйволом, восседающим на троне в окружении зверей. Образ Великой Матери отразился в последующей индуистской традиции во множестве женских культов и в разных ипостасях богинь. Рогатое божество на троне обычно расссматривается как прообраз Шивы, одного из верховных индуистских божеств. К его культу возводят круг представлений, связанных с аскетизмом и йогической практикой.
Культы животных и растений, священных рек и камней, змей и лунных созвездий, практика ритуальных жертвоприношений и омовений, засвидетельствованных в глубокой архаике, сохраняется в Индии до наших дней. Элементы древнейших верований позже, в историческое время, не раз всплывали из доисторических глубин и проявлялись в разных культах.
Индуизм

Поправте если я где-то ошиблась... wink.gif
Буду рада, если кто-то сможет дополнить сказанное мной, если нет то я продолжу рассказвать о периодах дальше. rolleyes.gif
Бестя
2. Ведийский период (Iтыс. до новой эры - VI век до новой эры)
Приблизительно с середины II тыс. до новой эры в Индию, на северо-западной границе, стали вторгаться воинственные кочевые племена ариев, а вместе с ними пришел и совсем иной мир ритуально-мифологических воззрений. Протоиндийская цивилизация к этому времени клонилась к упадку, и арии его ускорили. Они осели в бассейне Инда (современный штат Пенджаб) и отсюда продвигались на северо-восток, смешиваясь с местным населением.
Ариям принадлежат самые ранние из дошедших до нас памятников индийской словесности, созданные на ведийском языке. Они объединяют под общим названием ведийского канона и до сих пор выполняют в индуизме роль авторитетных священных текстов. Тексты ведийского канона относят к традиции шрути (букв."услышанное", т.е. откровение) в противоположность смрити (букв. "запомненное", т.е. предание). Традицию шрути открывают 4 веды: Ригведа, Самаведа, Яджурведа и Атхарваведа. Они представляют собой соответственно сборники гимнов, ритуальных песнопений, жертвенных формул и заклинаний. Три первые веды относятся к "священному знанию" (ср. санскритское слово веда и русское ведать, знать). Авторами вед считаются мудрецы-провидцы риши, которые обрели божественное знание во внутреннем созерцании и поведали его смертным в ведических гимнах. В них запечатлена вся совокупность знаний древних ариев об окружающем мире и о месте человека в нем.
Верховным богом ариев был Индра - бог-громовержец.
Индуизм
Его главный подвиг - убийство демона засухи Вритры, грозившего поглотить вселенную, трактуется как космогонический акт. Почитали также бога огня Агни, Сому - бога ритуального напитка, Варуну - вседержителя мирового закона риты, солнечных богов Сурью, Савитара и др. Женские божества занимали в религии ариев совсем незачительное место. Среди них выделяются богиня зари Ушас и богиня Сарасвати, олицетворявшая священную реку ариев.
Мир представлялся ариям состоящим из трех сфер, населенных богами, людьми и иными существами. По трем сферам вселенной распределялись и ведийские боги. Их число, обычно называемое - тридцать три, хотя на деле их насчитывается больше. Они преимущественно олицетворяли разные явления природы. Центральным обрядом ведийской религии было жертвенное возлияние ритуального напитка сомы.
Ключевым мифо-ритуальным символом всего круга явлений является мировое древо и сопутствующие ему образы. Ведийская космогония оперировала понятиями яджня (жертва), тапас (жар, тепло), майя (магическая сила) и т.п. Именно из ведийской мифологии, наложившейся на протоиндийскую, и выросла впоследствии вся сложная мифология индуизма. Многие идеи и представления ведийского мировоззрения получили в индуизме долгую жизнь, например, представление о трехчастном строении мира (санскрит. трилока).
Индуизм
<Kassandra>
Что касаемо целей к достижению которых должна быть направлена жизнь человека, то священные книги индуизма указывают четыре. Это артха – богатство и власть; и кама – наслаждение и удовлетворение желаний, прежде всего любовных. Артха и кама являются законными целями и считаются важными составляющими потребностей всякого человека, однако они уступают по значимости двум другим целям жизни: дхарме – правильному поведению; и мокше – освобождению от цикла нескончаемых перерождений.
Индуизм охватывает широкое многообразие верований и обрядов. Терпимость, с которой в рамках индуизма относятся к разнообразию религиозных форм, пожалуй, уникальна среди мировых религий. В индуизме нет ни церковной иерархии, ни верховного авторитета, это всецело децентрализованная религия. В отличие от христианства или ислама, у индуизма не было своего основателя, чье учение распространялось бы последователями. Бoльшая часть фундаментальных положений индуизма была сформулирована во времена Христа, однако корни этой религии еще древнее; иные из богов, которым поклоняются индуисты сегодня, были предметом поклонения их предков почти 4000 лет назад. Индуизм развивался постоянно, вбирая в себя и истолковывая на свой лад верования и обряды разных народов, с которыми входил в соприкосновение.

Бестя
3. Брахманизм - следующая ступень в развитии индуизма (VIII-VI века до новой эры - II век до новой эры).
Индуизм
Ведийские арии, продвигаясь в глубь Индии, смешивались с местным населением и впитывали новые религиозные представления. Местные племена либо оказывали пришельцам яростное сопротивление, либо принимали их образ жизни и становились членами их общества. Его состав усложнялся и со временем сложилась варновая, а потом и кастовая система, разделившая общество на сословия и ставшая неотъемлемой частью индуизма.
Первостепенная роль в индуистском обществе стала отводиться брахманам - жрецам, знатокам вед и ритуалов. Ведийский язык стал непонятным для большинства людей и темным даже для некоторых жрецов. Ритуалы становились все более сложными, громоздкими и запутанными, усложнялся и видоизменялся пантеон. Брахманы старались приспособить священное древнее ведийское наследие к новым условиям жизни, убедительно истолковать и оправдать его существование в прежних несокрушимых священных границах. Центральным моментом новых изменений стало последовательное возведение всех видимых явлений природы и феноменального мира, выраженное в политеизме, к некоей единой сущности.
Со временем ритуально-практические наставления брахманов составили сборники ритуальных "инструкций" и разъяснений. Они регламентировали широкую сферу поведения. Как и сами жрецы, эти тексты назывались брахманами. Брахманы, примыкая к ведам, образовали особый класс священных текстов, занятых скорее религиозностью, нежели религией. До нас дошли далеко не все брахманы. Но и сохранившиеся брахманические тексты представляют собой весьма обширный круг. Самый значительный из них - Шатапатха-брахмана. Он содержит многочисленные сюжеты, важные для определения основ последующего индуизма.
Картина мира, предлагаемая брахманами, была предельно ритуализованной. Она делила мир на два уровня, сакральный и профанный; им соответствовали мир богов и мир людей. Заметно усилилась символическая сторона ритуала и выделилось главное действующее начало всех ритуальных процедур. Оно же стало пониматься как субстрат всех вещей в мире. В пантеоне на первый план выдвинулся бог-создатель Праджапати. Он стал персонифицированной творческой силой и первоосновой всего сущего, порождающей мир и хранящей его. Дальнейшее мифологическое развитие эта идея получила в концепции индуистской триады (тримурти): боги Брахма, Вишну и Шива выполняли функции сотворения мира, его сохранения и разрушения и мыслились как единое целое, воплощая триединство божественных сил.
По содержанию брахманическим текстам близки араньяки, "лесные книги", предназначавшиеся для лесных отшельников, удалившихся от мира и занятых постижением внутреннего смысла ритуалов. В них содержится не столько описание и толкование ритуальных деталей, сколько рассуждения о сущности обрядности.

Бестя
Касси, ты совершенно права....дополню немного твои слова...
Индуизм основан на идее бесконечного круговорота жизни, который управляется законом кармы. Но у человека есть шанс вырваться из этого круговорота и достичь освобождения от пут телесной жизни, от связей, которые опутывают живое существо по рукам и ногам. Только таким способом можно достичь гармонии с мирозданием, и именно это в индуизме считается высшей целью и смыслом жизни человека.
Бестя
4. Период упанишад (VII-IV века до новой эры).
Индуизм
Упанишады (свыше 200 произведений) как особый класс текстов замыкают ведийский корпус. Самые древние и авторитетные среди них - Брихадараньяка и Чхандогья упанишады. Как и многие другие древнеиндийские тексты, упанишады анонимны, но отдельные фрагменты и даже целые тексты освящены именем того или иного авторитета. Самые популярные из мудрецов-авторов упанишад - Шандилья, Яджнявалкья и Уддалакка. Упанишады создавались в течение длительного периода и во многом определили характер классических филососфских систем в Индии. Упанишады (букв. "подсаживание ученика к учителю", т.е. сокровенное знание, передаваемое от учителя к ученику) представляют собой тексты-поучения, построенные в диалогической форме и адресованные ученикам. Диалоги моделировали перестройку сознания тех, кому они предназначались.Способ изложения в них может показаться нарочито бессистемным и непоследовательным, но они имеют скорее интуитивную, чем логическую последовательность.
Согласно глубинной мировоззренческой установке упанишад, отношение божества к миру рассматривается через их всеединство. Божество может представать во множестве персонификаций, но с точки зрения конечной истины оно - высшая объективная реальность и внеличностный абсолют - брахман. Он невыразим, не может быть описан в терминах дифференциальных признаков и непостигаем в рамках какой-либо логики. Точнее всего он определяется апофатически.
Отношение божества к человеку мыслится через их единосущность. Этот аспект человека связан с его светлым духовным началом, который именуется атман, и который пленен стихийными мировыми началами. Высшая цель человеческой жизни - освобождение от уз мирского бытия для восстановления этой единосущности, преданной забвению из-за невежества, точнее, неведения. Достигнуть эту цель можно путем обретения истинного знания. Правильное познание и почитание истинного брахмана и атмана, которые по сути тождественны, - вот высшая заслуга, приносщая блаженство. Именно к этому познанию и подводят наставления упанищад.
В них развиваются также важные для индуизма понятия праны (тонкой жизненной энергии), пуруши (духовный принцип, противопоставляемый материи пракрити), кармы (закон причинно-следственной зависимости), сансары (перевоплощения индивидуального атмана в разных телах, круговорот жизней и смертей).
Человеческое существо мыслится в упанишадах влитым в космос, и потому этические воззрения находятся в тесной связи с космологическими учениями.
Таким образом упанишады содержат богатый комплекс религиозно-философских и мифо-ритуальных идей, которые были плодом творчества многих мудрецов на протяжении нескольких веков. Опираясь на наследие предшественников, они развивают эти идеи на ином уровне, делая центром внимания не божественный мир, а человека.

Бестя
5. Период религиозного брожения (VI-V век до новой эры - рубеж новой эры)
В поздневедийский период жреческие школы интенсивно делились и разветвлялись, и это породило настоящее брожение умов и хаос религиозно-аскетических течений. По большей части они имели антибрахманскую направленность. Эот период получил название шраманского. Шраманами назывались аскеты, подвижники, которые посвящали свою жизнь напряженному исканию духовной истины, порывали с мирским обществом и часто странствовали.
В это время появились учителя нового типа: тапасины (от слова тапас - жар, вызываемый аскезой) и паривраджаки (пилигримы). Они были озабочены мирововззренческими проблемами и ставили под сомнение целесообразность громоздкого ведийского ритуала и всей ритуальной программы поведения, связанной с брахманизмом. В противоположность брахманистам с их кровавыми жертвоприношениями шраманские учителя следовали жесткому и суровому аскетизму. При этом каждый из них разрабатывал свою религиозно-философскую доктрину. Параллельно продолжали существовать и традиционные брахманисты. Противоборствующие стороны нередко встречались на диспутах, которые сыграли роль своеобразных "лабораторий", поставляя ярких мыслителей для разных течений религиозно-философской мысли. Некоторые шраманы объединялись вокруг самых популярных учителей и наставников, образуя подобие монашеских орденов. В то время существовало множество разных групп и школ, большая часть которых тогда же и вымерла. Тем не менее они заложили мощный фундамент для последующего философского развития индуизма.

Бестя
Философия индуизма.
Индуизм
Европейский термин "философия" в индуизме единого и однозначного эквивалента не имеет. Ему соответствует несколько понятий, наиболее употребительное из них - даршана ("интеллектуальное, духовное видение"). Обычно даршаны делятся на ортодоксальные(признающие авторитет вед) и неортодоксальные. Основных ортодоксальных школ выделяют шесть: санкхья и йога, ньяя и вайшешика, веданта и миманса. Неортодоксальные школы - локаята и адживика. Даршаны не столько противоречили друг другу, сколько дополняли одна другую. Внутри же себя каждая даршана развивалась в традиции истолкования и комментирования базового текста - сутры.

Санкхья ("число, исчисление, размышление") была весьма популярна в древности, к XV веку ее традиция практически прекратилась. Школа разрабатывала систему онтологического дуализма и выделяла два вечных начала: единую и изменчивую природу-пракрити - основу мира и вечные неизменные духовные сущности- пуруши, которые воплощаются в живых существах. При нарушении равновесия трех сил-гун, пракрити разворачивается в целый ряд типов сущего-таттв. Школа разрабатывала также пути духовного освобождения и способы правильного познания. Санкхья была теоретическим фундаментом йоги - другой ортодоксальной даршаны, которая разработала восемь стадий пути, ведущих к духовному освобождению. Особенно большой глубины она достигла в трактовке психологических категорий.

Ньяя ("способ, метод, рассуждение") занималась в основном методологией мышления, которое позже развилось в логику. В системе традиционного индуистского образования ньяя считается одним из важнейших предметов, наряду с грамматикой. Главным предметом рассмотрения школы вайшешика (от вишеша "особенное") была реалистическая онтология, то есть учение о бытии. В нем выделялись два пласта: космологический и рефлексивный. Детально разработана также атомистическая теория материи. Общий теоретически фундамент и сходство в теории познания привели к слиянию этих двух школ (синкретическая ньяя-вайшешика).

Миманса ("исследование") сложилась на гребне брахманизма и явилась его философским осмыслением. Эта школа сыграла особую роль в истории индуизма, так как она смогла предложить целостную трактовку всего колоссального объема ведийских ритуалов, уделяя главное внимание при этом вопросам философии языка.

Веданта ("завершение вед")- одна из самых популярных даршан возводила свое учение непосредственно к упанишадам. Она представлена несколькими направлениями: адвайта (недвойственная) веданта, вишита-адвайта (ограниченный недуализм) и др. и жива до сих пор. Ее главные темы - соотношение абсолюта и мира, абсолюта и человека и пути достижения мокши - освобождения от тягот бытия.
Бестя
6. Эпический или классический период (IV век до новой эры - VI век новой эры).
Индуизм
Примерно в этот период индо-арии окончательно освоили север Индийского субконтинента, вступая в тесный контакт с местным населением. Этот период в развитии индуизма отражен главным образом в традиции смрити, т.е. предания. Она противостоит традиции шрути, т.е. откровения не столько хронологически, сколько по своему смысловому содержанию. В нее входят пураны (древние предания), эпические произведения и некоторые дхармашастры (сочинения, в которых излагаются основные заповеди индуизма о дхарме - непреложном нравственном законе), а также класс текстов-веданг, составляющих вспомогательную часть вед. Они посвящены ритуалу, фонетике, метрике, грамматике, этимологии и астрологии. Позже из них развились самостоятельные науки.

Особое место в традиции смрити отводится эпосу и пуранам. Эпические произведения "Махабхарата" и "Рамаяна" колоссальны по объему и уникальны во многих отношениях. Они почитаются как священные книги индуизма. На протяжении многих веков эпос способствовал вырабатыванию индуистских религиозно-филососфских доктрин и принципов и потому в полной мере может считаться энциклопедией индуизма. Эпос отразил ранний этап фрмирования собственно индуистской мифологии, выросшей из ведийской. Именно мифология определила в них и сюжетный ход, и характеры главных героев. В собственно эпические тексты включены не только многочисленные мифологические фрагменты, но и философские и этические доктрины. Роль эпоса в индуизме сопоставима с ролью Нового Завета в христианстве.

В одну из книг "Махабхараты" включена Бхагавадгита - ключевой текст, от восприятия которого зависит понимание многих сторон индуизма. Он построен в виде беседы-наставления, которое дает Арджуне, одному из главных эпических героев, его возница Кришна, за скромной внешностью которого скрывается могучий бог Вишну, снизошедший на землю, чтобы восстановить пошатнувшуюся дхарму.
Обширный раздел традиции смрити представляют собой пураны. Они исчисляются несколькими десятками, но наиболее авторитетные пураны объединяются в комплекс из 18 текстов. Как и эпос, пураны являются энциклопедическим описанием разных сторон жизни общества, от космологии и теогонии до родословных царских династий и фактов реальной жизни. Все это показано сквозь призму индуистских установлений.

Пураны свидетельствуют, что индуизм в первые века новой эры развился в мощное религиозное течение со многими ответвлениями и стал господствующей государственной религией. Он успешно выдержал конкуренцию с буддизмом, а позже и одержал над ним внушительную победу, вытеснив за пределы субконтинента. Выстоял индуизм и в столкновении с исламом, образовав с ним в некоторых областях некое подобие синтеза.
Медленно, но неуклонно менялась вся система культовых отношений. Центр тяжести смещался с внешней обрядности на эмоциональную сторону.

Зарождалось мощное течение бхакти, стержнем которого стало выражение всепоглощающей любви как главного связующего звена между божеством и его адептом. Пуранические традиции пронизали собой весь последующий индуизм. В отличие от вед и брахманических текстов, понятных лишь узкому кругу посвященных, пураны и эпос стали достоянием широкой аудитории, включая низшие сословия и женщин.

Бестя
7. Средневековый период (VI век - XVIII век)
Индуизм

Средневековый период был отмечен прежде всего ростом движения бхакти. Главными объектами преданного почитания и одновременно центральными божествами индуизма в этот период стали Вишну и Шива. Третий из богов тримурти, Брахма вскоре отошел на задний план, сохранив ничтожно малое число приверженцев. Мифологические образы и Вишну, и Шивы имели истоки в глубокой древности. В ведийских текстах они не играют заметной роли, но позже оба божества выдвинулись на первый план, вобрав в себя множество образов и мифо-ритуальных идей из местных верований. Каждый из этих божеств стал центром сложного и обширного культа, в котором эмоциональная сторона стала доминирующей.

Древним прообразом Вишну было ведийское солнечное божество, соратник Индры, прославившийся тремя шагами, которыми он охватил всю вселенную. Позже, в результате соединения с местными верованиями, его традиционные атрибуты и характеристики поменялись. Одной из моделей ассимиляции местных культов стала концепция аватары ("нисхождения"), другой - доктрина вьюх (эманаций божества). В результате этого синтеза Вишну стал божеством общеиндийского масштаба.

Шива "вырос" из протоиндийского мифологического персонажа (рогатое божество на троне). Тогда же в его образе были заложены две контрастные характеристики - эротизм и аскетизм, которые и стали определяющими. Ведийским предком Шивы был Рудра - зловещее стихийное божество. Существенная часть культа Шивы - связь с музыкой и экстатическими плясками шаманского толка. Один из самых популярных иконографических образов его - Шива Натараджа, "царь танцев", создающий и разрушающий миры силой своей игры.

На базе шиваитских текстов в XI веке оформилась философская школа шайва-сиддханты, популярная и поныне.

С бхакти был связан настоящий "взрыв" храмостроительства и установление регулярного храмового богослужения, которого не знал ведийский культ. Храмы становились местами паломничества, в них совершались многочисленные календарные и праздничные обряды. Важным проявлением культовой практики в бхакти стало гимнотворчество, поэтому с этим религиозным течением сопряжен огромный корпус поэтических текстов на местных индийских языках.

На этот же период приходится становление тантризма - важной составной части индуистской идеологии. В своих истоках он был связан с древнейшим культом богини матери. В индуистский пантеон богиня Дэви в разных ипостасях вошла в качестве супруги Шивы в период оформления индуизма как пуранической религии. Она вобрала в себя множество образов богинь-матерей, от персонажей высокой жреческой религии до народных сельских богинь. Ее почитают не только в благожелательном, но и в устрашающем, гневном образах. Для достижения высшей жизненной цели - освобождения от сансары тантристы используют особую ритуальную технику.

Бестя
8. Современный индуизм (начиная с XIXвека и до наст. времени)
Индуизм

В XIX- первой половине XX века в индуизме произошел целый комплекс перестроечных явлений, получивших название реформации, ренессанса, обновления. Индия была тогда английской колонией и переживала серьезные социальные, политические и идеологические сдвиги. Как и в другие переломные эпохи, индуизм, будучи гибкой системой, "ответил" на новые изменения очередной траснформацией. На первом этапе реформаторы, прежде всего деятели просветительских организаций "Брахмо самадж" и "Арья самадж" пересматривали содержание религиии пытались очистить древнее вероучение предков от многовековых наслоений и заново переосмыслить его. В условиях колониальной зависимости индуизм все больше утверждался как национальная религия. Раммохан Рой, Кешобчондро Сен, Даянанда Сарасвати, Рамакришна, Вивекананда, Ауробиндо Гхош и другие видные деятели-просветители не только старались пересмотреть концептуальные основы индуизма, но и пытались его модернизировать, связать с национальной идеей.

И в настоящее время индуизм сохраняет прочные позиции, несмотря на упрощение ритуала и культовой практики, на изменения роли и статуса жреческого сословия и разрушение некоторых традиционных религиозных ценностей. Современные богоискатели пытаются создать новую универсальную религию, которая примирила бы все противоречия и отвечала требованиям современной жизни. Появляются новые гуру, возводятся новые культовые сооружения, высказываются мысли о духовной общности всех религий и об индуистском мессианстве.
Бестя
Термин "Индуизм" имеет европейское происхождение. В Индии религия называется Хинду-самая или Хинду-дхарма. Индуизм фактически не является единой религией, а представляет собой систему местных индийских верований. Индуизм политеистичен, хотя школа веданта представляет собой пантеистическую религию. Главные божества в индуизме - Брахма, Вишну и Шива воплощены в тройственном образе Тримурти.

Основой индуистского мировоззрения является учение о трех целях жизни человека: дхарма, артха и кама. В индуизме существуют два основных направления - вишнуизм и шиваизм. Среди шиваистов выделяются почитатели женского начала - шактисты. По отношению к Ведами основным религиозно-философским принципам в Древней Индии все школы делились на Астику и Настику. Во второй половине XIX века в индуизме появилось реформистское движение Арья самадж которое в настоящее время насчитывает большое количество сторонников.

Основные принципы индуизма - представление о карме, дхарме и сансаре. Индуисты имеют свои священные книги - Веды, однако для индуизма характерно отсутствие каких-либо строгих канонов. Индуизм поддерживает кастовость индийского общества.

Индуизм поддерживает кастовость индийского общества.

Индуизм распространен преимущественно в Индии. Общее число приверженцев индуизма на конец XX века - около 700 миллионов человек.

Это сообщение отредактировал Bestiana - 20-03-2007 - 02:02
Бестя
Дхарма

Санскр. - закон, порядок, долг, справедливость, качество, характер, природа - одно из важнейших понятий древнеиндийской философии. В самом общем виде - некое установление положительного характера, образец, которому надлежит следовать как норме, вечный закон, моральный по своему содержанию. В более узком смысле - частное нравственное установление (долг, добродетель и т.п.). В пределах этого круга значений дхарма употреблялась в ортодоксальных, то есть признающих авторитет Вед, школах индийской философии, а также в правовой литературе дхарма-шастр.

Особое развитие понятие дхармы получило в буддизме, где оно означает вечные и неизменные элементы существующего, безличного жизненного процесса, своеобразные вспышки психофизической энергии. Психическая и физическая компоненты дхармы соотносительны: один из них возникает только и одновременно с другим, так что появление одного всегда сопровождается явным или непроявленным присутствием другого. Посредством понятия дхармы буддизм отрицает существование какой-либо субстанции и утверждает только бытие процесса. Число дхарм в разных направлениях буддизма определялось по-разному. Дхармы разделялись на обусловленные влиянием кармических сил, подчиняющиеся в своем бытии действию закона пратитьясамутпада, и необусловленные, не подверженные этим влияниям (нирвана). Необусловленные дхармы отождествлялись с абсолютной реальностью, учением Будды и т.п. Понятие дхармы считается единственной реальностью в философских школах хинаяны и нереальностью в школах махаяны. В Мадхьямике признавалась их пустотность (нельзя утверждать ни того, что дхармы есть, ни того, что их нет), в Йогачаре отрицалась какая-либо их реальность.

В вайшешике дхарма и адхарма входят в число 24 гун (качеств) и обозначают соответственно достоинство и недостаток.
Бестя
Гуны

В древне-индийской философии субстанции-силы, входящие в состав пракрити и направляющие ее развитие в определенном направлении. Учение о гунах получило особое развитие в Санкхье: пракрити состоит из трех гун - саттвы, лежащей в основе удовольствия и являющейся причиной положительных эмоций; раджаса, стимулирующего элемента и порождающего страдание; тамаса - пассивного, отрицательного начала, порождающего апатию, безразличие, косность. Гуны невоспринимаемы, о их существовании можно судить только по их следствиям - объектам мира, отражающим преобладающий тип гуны и, следовательно, вызывающим или радость, или отрицательные эмоции, или индиферентность. Три гуны могут находиться как в состоянии конфликта, так и в состоянии равновесия, обеспечивающего гармонию. Все нейтральные объекты объясняются преобладанием какой-либо из гун. Гуны пронизывают все объекты и находятся в процессе вечного изменения, который бывает двух типов: Сварупа-паринама и Вирупа-паринама.

В других философских школах гуны понимались иначе. Для вайшешики гуна - качество, обладающее теми или иными свойствами. В упанишадах гуны - психические состояния, вызывающие отрицательные филические и духовные эффекты. В некоторых системах гуны характеризовали разные типы реальности.

ПРАКРИТИ (буквально: "претворенная") - в индуизме - материальная, или проявленная сторона Вселенной. П. означает субстрат объективной реальности. Этимология слова указывает негативную, недеятельную, т.е. субстанциональную, или материальную (в самом широком смысле) природу всего сущего; "пра" означает "пре-", "крити" - "сотворенное", но это означает не сотворение форм, а создание принципов материальности, основным из которых является инертность, которая, впрочем, активна в процессе перехода от прошлого к настоящему. Таким образом, в настоящем она представляет разуму status quo (и статичность, и динамичность), что позволяет ему действовать и реализовывать различные варианты будущего. П. обладает тремя качествами (гунами): тамас (инерция покоя, или материя), раджас (инерция движения, или энергия) и саттва (возможность образования, отзыв на разумную деятельность, т.е. формирующая и комбинирующая Гармония, закон природы, ее пластичное свойство сохранения форм). П. как принцип, абстрактная форма, входящая во взаимоотношения с разумом, становится прадханой, фундаментальной пластичной материальностью.

САТТВА ("упорядоченность", "порядок") - в индуизме - качество или сила Природы, заставляющая предметы сохранять их взаимные отношения и реакции после того, как они установлены. Означает также закон природы, порядок в ней. Понятие "С." используется иногда применительно к разуму, когда его деятельность направлена на установление порядка в природе. В человеке этот порядок проявляется в незаметных и согласованных функциях дыхания, кровообращения, пищеварения - непрерывных повседневных процессах, хорошо скоординированных и помогающих друг другу.

РАДЖАС - в индуизме - сила, энергия; динамическая инерция, инерция движения; качество, или сила Природы, заставляющая предметы следовать их склонностям, или привычкам движения. В человеке она проявляется как беспокойство тела, возбуждаемость эмоций и течение устаревших мыслей.

ТАМАС - в индуизме - постоянство, статичная инерция, инерция покоя. Т. - качество, или сила Природы, сохраняющая предметы неизменными во времени. В человеке она проявляется в форме вялости или лености тела, апатичности эмоций и предубежденности разума или предрассудках. Как одно из трех качеств материального мира, Т. представляет собой инерцию покоя, проявляющуюся во время перехода материальных форм от прошлого к настоящему. В своей деятельности по привнесению изменений в область бытия, настоящего, разум использует Т. как основу для новых форм, наряду с их сотворением с помощью динамичной инерции, инерции движения (см. Раджас), в результате чего возникают все более и более интегрированные и гармоничные формы (см. Саттва). Термин "Т." применяется ко всему, что демонстрирует преобладание инерции покоя.


Это сообщение отредактировал Bestiana - 20-03-2007 - 01:40
Бестя
Сварупа-паринама
Один из двух типов изменения гун в философии Санкхьи. Предполагает автономные изменения в пределах каждой из трех гун, не затрагивающие две другие гуны; на этой стадии нет взаимодействия гун, их сочетаний, они существуют как однородная масса, внутри которой нет перемещений и, следовательно, нет ни объектов, ни качеств. Это состояние равновесия характерно для распадающегося мира или мира до творения.



Вирупа-паринама
Вирупа-паринама - один из двух типов изменения гун в философии Санкхьи. Предполагает преобладание одной их гун над двумя другими и, таким образом, превращение в иное, что открывает эволюцию Вселенной.

Бестя
Артха
Одна из трех целей жизни в индуистском мировоззрении. Включает в себя средства, способствующие достижению материального благополучия и мирских жизненных успехов. В учении об артхе серьезное внимание уделено правителям, их обязанностям и правам.

Самым ранним и наиболее значительным произведением, посвященным вопросам артхи, является Артхашастра, приписываемая Каутилье - министру индийского царя Чандрагупты Маурьи (IV - III век до н.э.).

Означает приобретение знаний, богатства, драгоценных металлов, лошадей, слонов, монет, продуктов, утвари, мебели, кожаных изделий, украшений, одеяний и так далее. Все это нужно для того, чтобы вести удобную и счастливую жизнь. Мужчина может приобрести все эти вещи, следуя инструкциям государственных чиновников, ответственных за различные департаменты, или людей, хорошо разбирающихся в сельском хозяйстве или коммерции.
Бестя
Кама
Одна из трех целей жизни в индуистском мировоззрении. Включает в себя средства удовлетворения телесных потребностей, прежде всего - чувственной любви.

Означает получение сексуальных наслаждений посредством пяти чувств - слуха, зрения, осязания, вкуса и запаха, руководствуясь разумом и порывом души. Таким образом, "Кама" означает мирские удовольствия, но когда она употребляется в контексте Кама Сутра, его значение сужается. Тогда оно означает сильное желание каждого мужчины и каждой женщины близкого контакта друг с другом, удовлетворения сексуальных потребностей и получения сопутствующих им маленьких радостей. Основное наслаждение достигает высшей степени в процессе тесного контакта половых органов мужчины и женщины при совокуплении.
Бестя
Карма

Одно из центральных понятий индуизма, буддизма, джайнизма и некоторых других восточных религий. Восходит к ведийскому периоду, но, как и концепция сансары, ассоциируется с религиозной философией брахманизма.

В широком смысле карма - общая сумма совершенных всяким живым существом поступков и их последствий, которые определяют характер его нового рождения и существования.

В узком смысле карма - влияние совершенных действий на характер текущего и последующего существования.

В обоих случаях карма выступает в качестве невидимой силы. Ясным представляется лишь общий принцип ее действия, внутренний же механизм всегда остается скрытым. Карма определяет не только удачные или неудачные условия будущего существования, но и прогресс или регресс по отношению к главной цели человека - освобождению от пут бытия и выхода из круга бесконечных перерождений.

В большинстве случаев карма предстает в виде способа взаимодействия обыденного человеческого бытия и единого пространства ума. Часто карма вместе с концепцией сансары представляет собой попытку заменить представление о божественной предопределенности нравственного порядка идеей естественного космического нравственного миропорядка.

В отличие от безличного нравственного закона дхармы, закон кармы подчеркивает роль нравственной активности человеческой личности. Именно возможность человека самостоятельно воздействовать на собственную карму отличает понятие кармы от античного понятия судьбы.

В новое время понятие кармы часто интерпретируется в собственной формулировке и спекулятивно используется различными сектами и новыми религиями.
Карма - это общая сумма совершенных всяким живым существом поступков и их последствий, которые определяют характер его нового рождения, т. е. дальнейшего существования. В узком смысле К, называют вообще влияние совершенных действий на характер настоящего и последующего существования. В обоих случаях К. предстаёт как невидимая сила, причём лишь общий принцип её действия полагается ясным, внутренний же механизм её остаётся совершенно скрытым. К. определяет не только благоприятные или неблагоприятные условия существования (здоровье - болезнь, богатство - бедность, счастье - несчастье, а также пол, срок жизни, социальный статус индивида и т.д.), но в конечном счёте - прогресс или регресс по отношению к главной цели человека - освобождению от пут "профанического" существования и подчинения законам причинно-следственных связей. В отличие от понятия судьбы или рока, существенным для понятия К. является его этическая окрашенность, поскольку обусловленность настоящего и будущего существования имеет характер возмездия или воздаяния за совершенные поступки (а не воздействия неотвратимых божественных или космических сил).
Бестя
ЗАКОН КАРМЫ

Закон, согласно которому все воздается той же монетой: относящийся к другому с привязанностью получает взамен привязанность; делящийся мыслями получает знание; труд вознаграждается благосостоянием, и так далее, по отношению к любым дарам и займам, проявлениям милосердия и черствости, добрым и злым поступкам, эмоциям и мыслям. Подразумевается, что все то, что мы получаем сейчас, есть последствия наших прошлых действий - то, что заработано, остается; то, что было похищено, теряется. К. в этом контексте подразделяется на три вида: 1) зарождающаяся; 2) зрелая и реализующаяся - то есть прошлая, зрелые плоды которой ныне пожинаются; 3) скрытая, остающаяся в запасе для реализации в будущем.

К. обычного человека разделяют также на белую, черную и смешанную, то есть приятную, болезненную и смешанную; белая является результатом разумности, доброты и самодисциплины. Однако о йогах, достигших уровня одинакового отношения ко всем проявлениям зрелой К. (путем практического осознания ее пользы как средства накопления необходимого опыта, очищения и совершенствования), говорят, что они не имеют ни белой, ни черной кармы, ибо их жизнь не управляется соображениями удовольствий и страданий. Более того, рассматривая текущую карму с позиции вайрагья, йоги не обладают желаниями, которые способны изменить их будущую К. Скрытая часть К. является приостановленной, поскольку все разнообразие последствий действий и поступков прошлого не может быть реализовано одновременно в одном событии жизни или определенных ее обстоятельствах; некоторые из них затруднены текущими условиями жизни человека, и поэтому пребывают в задержанном, латентном состоянии, но они проявятся, как только обстоятельства будут благоприятствовать этому. Таким образом и " то, что ушло", и " то, что еще не пришло" по своей природе вполне реальны, и представляют собой потенциальные события, но их форма реальности отличается от реальности существования в настоящем. Дверь к пониманию разумом их влияния в настоящем открывают память и прогнозирующее рассуждение. Обе формы латентных потенциалов обладают признаками качеств (см. Гуны), как и все объекты в настоящем.

Философия йоги признает объективную реальность действий и их последствий. Хотя зрелой К., которая уже достигла стадии реализации, невозможно избежать и ее можно только отрабатывать, это не относится к накопленной, скрытой К., так что, например, добрый поступок в настоящем способен искупить злое действие в прошлом и прервать его кармическое воздаяние. К. связана с действиями, но не с сутью действующих сил, присущих высшему Я; так например, любовь сама по себе не создает К., но ее создают те или иные поступки, вызванные любовью. Вред, причиненный человеком А по отношению к человеку В, может вернуться через посредство человека С.
Бестя
Сансара
Санскродно из базовых понятий индийской религии и философии, обозначающее процесс бесчисленных перерождений личности и души, приносящий им страдание; обозначение мирского бытия, связанного с цепью рождений и переходом из одного существования в другое, а также населенных живыми существами миров, в которых происходит этот переход. Идея С. и ее преодоления, выхода из цепи существования занимает центральное место в индуизме, джайнизме, буддизме. Характерен образ переправы через океан С. как метафорическое описание мирской суеты, поиска спасения. В натурфилософском аспекте идея С. связана с представлением о периодическом возникновении и уничтожении миров.
Восходит к добрахманистско-ведийским представлениям и к первоначальным анимистическим верованиям. Встречается уже в Ригведе и Атхарваведе, становится доминирующей в упанишадах.

Концепция сансары заключает в себе идею родственности всего живого и перехода между его формами, при этом перерождение возможно не только в образе человека, но и бога, и животного (в буддизме - только человека и бога). Определяющей при этом становится мысль о неуничтожаемости: возникновение и уничтожение не затрагивают действительной сущности вещей, происходит лишь колебание внешней оболочки. Таким образом, смерть не несет в себе осознания чего-то противоестественного, она - лишь неоднократный переход к ее продолжению.

С концепцией сансары связано понятие об идеале, обязательной частью которого в индийской философии становится освобождение от пут перерождений, с одной стороны, и отрицание значимости материальных благ - с другой.

Мифологический аспект понятия "С." выглядит следующим образом: в безначально существующей С. есть 6 видов существ - боги, асуры, люди, животные, прета и обитатели ада. Хотя способ существования в этих 6 воплощениях по внешним проявлениям неодинаковый (первые три считаются относительно благоприятными, последние три - неблагоприятными), суть их всех одинакова - страдание. Вся С. представляет замкнутую систему: после смерти существа перерождаются или в своей прежней сфере, или в более благоприятных, или в менее благоприятных сферах в зависимости от совершенных ими поступков (см. Карма): например, тот, кто в этой жизни является человеком, может после смерти переродиться в бога, в следующем рождении - в обитателя ада, затем стать прета, животным, асурой и т.д. Цепь перерождений является безначальной, но она может иметь конец, которым и выступает нирвана. Достичь нирваны в состоянии только люди, поэтому рождение в облике человека считается особенно благоприятным (хотя жизнь богов кажется более счастливой). Считается, что нирвана находится вне системы С. и не имеет с ней причинно-следственной связи. Тем не менее мифологические представления буддизма допускают вмешательство (и даже вступление) нирванических существ в С.: так, дхьяни-будды эманируются в С. в виде бодхисаттв (см.) и земных будд, особо выдающиеся личности могут в исключительных случаях иметь контакты даже с Адибуддой (см.).

Идея С. о родственности всего живого и возможности перехода между его формами становится главенствующей в текстах Упанишад. Смерть, согласно идее С., не является антиподом жизни, являя собой лишь многократный переход к ее воспроизведению
Uraniuss
Теперь информационный материал размещается в статьях Форума.

Тема остаётся для вопросов, ответов на них и обсуждения.

Страницы: [1]