300 вопросов о цигун

Текстовая версия форума: ПОЛИТЕИЗМ: язычество, многобожие

Полная версия топика: 300 вопросов о цигун
Полная версия форума: ПОЛИТЕИЗМ: язычество, многобожие
Страницы: 123[4]

Рубин.
КАК ПРАКТИКОВАТЬ МЕТОД УКРЕПЛЕНИЯ ЦЗИН (СЕМЕНИ) Метод укрепления цзин используется для лечения сперматореи и проспермии. Его рекомендуется применять ежедневно в постели перед сном. Метод заключается в следующем: голова лежит на высокой подушке, мысль прежде всего сконцентрирована на даньтяне, ладони обеих рук обращены вниз, при этом пальцы правой руки лежат поверх левой кисти, левая ладонь прижата к пупку; выполняется 36 вращательных растирающих движений слева направо (по следующей схеме: из левого верхнего положения - в верхнее правое - в правое нижнее - в левое нижнее - вернуться в исходное левое верхнее положение). Затем поменять ладони и выполнить аналогичным образом 36 вращательных растирающих движений в противоположном направлении - справа налево. После завершения вращательных движений кончики пальцев соединить вместе, выполнить ими 36 поглаживающих, массирующих движений по коже вверх-вниз, начиная от мечевидного отростка до лобковой кости в нижней части живота, взяв в качестве центра даньтянь (вверх-вниз считается за одно движение). При движении вниз большими пальцами делается усилие, остальные пальцы двигаются свободно, при движении вверх усилие делается мизинцами, остальные пальцы двигаются свободно. Напоследок можно использовать способ, описанный в древних книгах: "один раз растереть, один раз погладить, меняя левую и правую руку, выполнить девятью девять раз, истинная сила ян не иссякнет". Выполняется это так: обеими руками обхватывают яички в мошонке поближе к семенному каналу, делая поглаживающие и растирающие движения внешнего покрова сначала левого, затем правого яичка по одному разу. Всего выполняется 81 движение.
Рубин.
КАК ПРАКТИКОВАТЬ МЕТОД "ПРОНИЗЫВАТЬ ПО ВЕРТИКАЛИ СРЕДНИЙ ДВОРЕЦ" (ЧЖУН ГУН ЧЖИ ТОУ ФА) Это один из методов перемещения ци, который применяется уже после овладения определенной базовой техникой цигуна. Для тренировок используют положение сидя или лежа. Обычно после прохождения по "большому и малому небесным кругам", используя метод мысленного перемещения, ци из области даньтяня переместить вверх до точки бай-хуй, а затем вновь опустить книзу до области даньтяня и АТ хуй-инь. Этот прием перемещения ци из точки бай-хуй прямо до точки хуй-инь и называют методом "пронизывания по вертикали среднего дворца". Конкретные приемы здесь таковы: при вдохе ци перемещают из точки хуй-инь через даньтянь в точку бай-хуй. На выдохе ци из точки бай-хуй через даньтянь перемещают в точку хуй-инь. Таким образом, вдыхая и выдыхая, пронизывают "средний дворец" сверху донизу. Такой способ перемещения ци может оказывать положительное воздействие на взращивание изначальной субстанции (истинного ци) человеческого организма, укрепление цзин, ци и шэнь.




Рубин.
КАКИМ ОБРАЗОМ ПРАКТИКОВАТЬ МЕТОД "ВРАЩЕНИЯ ГЛАЗАМИ" "Вращение глазами" является методом цигуна, в котором движения глазного яблока совмещаются с дыханием. Метод "вращения глазами" дает ярко выраженные лечебные эффекты для пожилых людей с ослабленным или постепенно угасающим зрением, дальнозоркостью, а также для молодых людей, страдающих близорукостью и астигматизмом. Конкретные приемы таковы. Первое упражнение: смотреть по вертикали вверх и вниз. Прикрыть глаза, глазное яблоко двигается вверх, во время вращательного движения делается вдох; когда глазное яблоко "смотрит" ровно, делается выдох. При движении глазного яблока вниз делается вдох, а когда оно "смотрит" вперед - выдох. Выполняется 20 раз (движение вверх и вниз считается за одно движение). Второе упражнение: горизонтальные движения взглядом влево и вправо. Глаза закрыты, глазное яблоко двигается влево, при этом делается вдох; когда оно "смотрит" прямо, делается выдох; при движении глазного яблока вправо делается вдох, а когда оно "смотрит" прямо - выдох. Выполняется 20 раз (движение влево и вправо считается за одно). Третье упражнение: круговые движения (вращения) глаз по часовой стрелке. Глаза закрыты, по ходу движения часовой стрелки глазные яблоки двигаются из нижнего левого положения в левое верхнее, при этом делается вдох; при движении из верхней правой позиции в нижнюю правую делается выдох. Выполняется 20 раз (круговое движение слева направо считается за одно). Четвертое упражнение: круговые вращения глаз против часовой стрелки. Глаза закрыты, глазные яблоки двигаются против часовой стрелки из нижней правой позиции в верхнюю правую, при этом одновременно делается вдох; при движении из верхней левой в нижнюю левую позицию делается выдох. Выполняется 20 раз (круговое движение справа налево считается за одно). Пятое упражнение: прямой взгляд вдаль. Глаза открыть, выбрать какой-либо объект (горный пик, конек крыши, дерево и т.д.) на расстоянии свыше 100 м по прямой и смотреть на него непрерывно, дышать естественно, 1-3 мин. Лучше всего использовать при этом сидячую позу, дыхание должно быть слегка замедленным, вращать глазами надо с небольшим усилием. Этот способ очень прост и удобен, не требует специально оборудованного места для занятий, каких-либо ограничений по времени или особых условий. Эффект будет большим, если удастся совместить этот способ с тренировочными упражнениями профилактической глазной гимнастики.
Рубин.
КАКИМ ОБРАЗОМ ПРАКТИКОВАТЬ МЕТОД "ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ПО НЕБЕСНОМУ КРУГУ"* (ЧЖОУ-ТЯНЬ) Этот метод связан с волевым перемещением ци по "большому небесному кругу" и "малому небесному кругу". Для занятий используют позу лежа или сидя. После того как внутреннее ци начинает движение в даньтяне, может возникнуть ощущение того, что движется поток горячего ци. В этот момент надо сконцентрировать мысли и спокойно думать об этом потоке, мысленно следовать за ним. Горячий поток ци распространяется от области даньтянь вниз до точки хуй-инь, затем по направлению к спине, через точку вэй-люй поднимается по заднесрединному каналу (ду-май), проходит через точки мин-мэнь, цзя-цзи, дачжуй, юй-чжэнь, бай-хуй; затем направляется вниз через шэнь-тин, "полость предков" (цзуцяо), проходит через носовые отверстия, опускается в горло, проходит через точку шань-чжун, затем идет вниз и возвращается в даньтянь. Такая циркуляция по каналам жэнь и ду называется движением по "малому небесному кругу". Транспортировка по "большому небесному кругу" осуществляется в положении лежа или сидя. После того как внутреннее ци начинает возбуждаться в области даньтянь, там может возникнуть ощущение потока горячего ци. Затем этот горячий поток через двенадцать главных и восемь "чудесных" каналов растекается по всему телу; подъем и опускание ци по всему телу образуют замкнутый круг вращения. Такой тип циркуляции называется методом транспортировки по "большому небесному кругу". Такая координация воли (и) и ци, которая способствует движению внутреннего ци по "большому и малому небесным кругам", называется транспортировкой по "небесному кругу". Способ перемещения ци по "небесному кругу" выполняет функцию взращивания изначального ци (истинного ци), поднимания чистого ци, опускания грязного (мутного) ци. Поэтому занятия по методу перемещения по "небесному кругу" дают ощущение необычайного прилива цзин и ци и комфорта, что способствует определенному укреплению здоровья и лечению болезней. Однако тем, кто только начал обучаться цигуну, не следует сразу же начинать с метода перемещения ци по "небесному кругу", к его освоению следует приступать только после того как накоплен некоторый опыт; внутреннее ци можно использовать только тогда, когда уже имеется практическая основа. После того как возбуждается движение ци, необходимо следовать природе его движений; тем более недопустимы какое-либо принуждение или торопливость при перемещении ци посредством воли, иначе излишняя поспешность при медитации может вызвать нежелательные и побочные явления.
Рубин.
КАКИМ ОБРАЗОМ ПРАКТИКОВАТЬ МЕТОД ВРАЩЕНИЯ ВОКРУГ ДАНЬТЯНЯ Метод вращения вокруг даньтяня заключается в том, чтобы волевым усилием заставить ци вращаться в нижней части живота. Конкретные приемы здесь таковы: одновременно со вдохом поднять анус; мысленно извлечь ци из АТ хуй-инь и на вдохе довести до АТ мин-мэнь; через точку мин-мэнь доставить ци в область даньтяня. На выдохе вновь мысленно "выдохнуть" ци из даньтяня и довести до АТ хуй-инь. Мысленно перемещать ци следует медленно, равномерно, естественно и гармонично. В результате такой циркуляции ци можно постепенно образовать треугольник из линий, соединяющих даньтянь с точками хуй-инь и мин-мэнь, одновременно вызвав ощущение теплоты в этих трех местах. Данный метод вращения ци способствует не только гармонизации и движению ци в области даньтяня, но и тренировке "сущностного ци" (цзин ци). Он оказывает определенное лечебное воздействие на такие заболевания мочеполовой системы, как, например, сперматорея (истечение семени), мужская импотенция, нарушение менструального цикла у женщин, выкидыши и другие.
Рубин.
КАКИМ ОБРАЗОМ ПРАКТИКОВАТЬ МЕТОД "РАСТВОРЯТЬСЯ В БЕЗМЯТЕЖНОСТИ" (ГУЙ И ЦИН ЦЗИН) Метод "растворяться в безмятежности" заключается в том, чтобы в процессе практики цигуна, достигнув высокого уровня "вхождения в покой", смотреть на солнечный свет, окружающие краски, создавая ощущение галлюцинации и миража вплоть до погружения в полное самозабвение, отрешенности от тела. Попадаешь в подлинное "царство безмятежности", поэтому метод и получил такое название. Метод "растворяться в безмятежности" подходит для занятий людям с недостаточностью инь и "несовместимостью со стихией огня", главными симптомами чего являются бессонница, серый цвет лица, ощущение тяжести головы и легкости ног и т.д. Рассмотрим конкретные упражнения.

1. Поза. Сесть, поджав ноги (по-турецки). Позвоночник прямой, грудь подтянута, веки прикрыты, руки сжаты, кончик языка упирается в зубы. Расслабить все тело, чувствовать себя свободно, естественно, радостно.

2. Дыхание. После того как принята поза, сделать продолжительный выдох, в два-три приема выдыхая воздух. Это нужно для того, чтобы расслабить внутренние органы тела, освободить диафрагму, начать постепенное вхождение в состояние отрешенности и легкости. После выдоха дышать естественным способом; протяженность дыхания и его напряженность должны быть обычными.

3. Медитация. Глаза закрыты или едва прикрыты, мысленный взор очень легко и естественно проникает сквозь веки и под углом 45 0 направляется в точку пространства между коленями свернутых "калачиком" ног. То место, на которое обращен безмолвный "взгляд", называется в цигуне "землей, где спала корова". Хотя на "земле, где спала корова" нет ничего, но по прошествии некоторого времени, когда сознание сконцентрируется, там начинают появляться разноцветные пятна. Обычные люди сначала видят нечто белое, "густое как туман", в котором молнией мелькают цветные блики - голубые, желтые, красные, белые, черные и пр. По мере продолжения занятия эти разноцветные блики исчезают, остается только белый цвет, интенсивность которого постепенно меняется - от белесого "тумана" до чистоты лунного света. В этот момент занимающийся ощущает себя как бы погруженным в белоснежно-лунную пустоту; во всем теле чистота и прохлада, волнения полностью уходят. Так приближается "царство чистоты и покоя". После того как будет увидено белое сияние, надо попробовать мысленно слиться с ним в одно целое, произнося про себя: "Свет - это я, я - это свет", "Я и свет - нераздельны", "Я и свет - одно целое".
Рубин.
Таким образом можно достичь состояния, когда собственное тело "сольется" с этим белым светом воедино. После длительных тренировок возникает ощущение пронизанности светом всего тела, полной (беспредметной) пустоты, утрачивается понимание того, где находится собственное тело, становишься как бы лучиком лунного света, возникает ощущение тишины и озарения, яркости и ясности, красоты и недвижности. Достижение этой степени означает приближение к пределам "самозабвения" и "отрешения от тела", что и является вхождением в "царство чистоты и покоя". В этот период достигается самая лучшая регуляция нервной системы, тело получает наилучший отдых. Поэтому после занятий по этому методу испытываются душевный подъем, физический и моральный комфорт, укрепляется физическая конституция. На начальном этапе освоения этого метода занятия не должны быть слишком длительными (примерно по 20 мин), постепенно время занятий можно увеличивать до 30- 40 мин. Если при этом "белое сияние" не возникает, нельзя форсировать занятия. После появления разноцветных бликов не следует заострять на них внимание, нужно продолжать занятия, не опасаясь, до появления белого света. При необходимости прекратить занятие следует перестать концентрировать сознание на свете, тогда цветные блики исчезнут. Некоторые люди, осваивая этот метод, никак не могут увидеть свет или какие-либо образы. Не обращая на это внимания, им надо в соответствии с методикой смотреть на "землю, ще спала корова", ощущая всем телом покой и расслабленность. Таким образом тоже можно обеспечить высокий эффект занятий.





Рубин.
КАК ПРАКТИКОВАТЬ МЕТОД ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ИСТИННОГО ЦИ (ЧЖЭНЬ ЦИ) Метод перемещения истинного ци заключается в том, что в ходе занятий внутреннее ци оказывается в достатке, истинное ци также пополняется и может естественным образом проходить по каналам жэнь и ду. Это и называется методом перемещения истинного ци. Рассмотрим конкретные упражнения.

1. Поза. Заниматься можно на ходу, стоя, сидя и лежа. Основным является положение сидя, а остальные играют вспомогательную роль.

2. Дыхание. Движущей силой перемещения истинного ци является дыхание. Поэтому занятия по этому методу необходимо начинать с упорядочения дыхания. Для гармонизации дыхания и взращивания истинного ци необходимо прежде всего направить истинное ци в даньтянь. Физиологический процесс основывается на том, что во время выдоха истинное ци опускается по каналу жэнь и входит в даньтянь, поэтому при регулировании дыхания надо особое внимание обратить на выдох, чтобы легко достичь цели - опускания ци в даньтянь. Что касается вдоха, то он должен быть естественным, т.е. не требует особого внимания. Некоторые стараются делать глубокий вдох для того, чтобы "ци осело в даньтянь". Но это противоречит физиологии метода, и так поступать не следует. 3. Медитация. В книге под редакцией Ли Шаобо "Способ перемещения истинного ци" ("Чжэнь ци юньсин фа") предложено пять ступеней достижения успеха. Первая ступень: при выдохе обращать внимание на область солнечного сплетения. После завершения приготовлений к занятиям несколько сузить поле зрения, не смотреть по сторонам, ненадолго сосредоточиться на кончике носа, а затем, прикрыв глаза, обратить мысленный взор на область солнечного сплетения, прислушаться к собственному выдоху, стараясь сделать его беззвучным; мысленно сопровождать выдыхаемый воздух до области солнечного сплетения. Вдох делать естественно, без какого-либо особого внимания к нему. Вторая ступень: взаимно согласуя дыхание и течение мысли, двигаться к даньтяню. Когда первая ступень будет отработана до такой степени, что каждый выдох будет сопровождаться ощущением теплоты в области солнечного сплетения, можно начать взаимное согласование дыхания и течение мысли, продолжая опускать ци вниз, шаг за шагом приближаясь к даньтяню, но избегая какой-либо поспешности. Третья ступень: регулировать дыхание и укреплять дух, концентрируя его на даньтяне. После того как вторая ступень отработана до такого состояния, что возникает отчетливое ощущение в области даньтяня, можно как бы непроизвольно остановить дыхание на даньтяне. Не следует чрезмерно усиливать выдох, направляя его вниз, чтобы избежать возникновения излишнего жара. Надо только сконцентрировать внимание на области даньтяня и с помощью "прирученного огня" (вэнь хо) поддерживать тепло. Четвертая ступень: проходить канал ду, не забывая возобновлять движение. Концентрироваться на даньтяне примерно 40 дней; при этом истинное ци накапливается до определенного уровня, а затем перемещается вверх вдоль позвоночного столба. При перемещении истинного ци кверху мысленно сопровождать направленную вверх силу ("не забывая" - у ван). Если же, достигнув какого-либо места, ци останавливается, то не следует мысленно направлять его ("не помогая" - у-чжу) вверх. Если скорость подъема ци вверх недостаточна, то движение его сразу же прекращается. Следует дождаться, когда напряжение в даньтяне вновь достигнет нужного предела, тогда истинное ци естественным образом продолжает подниматься вверх. Если поспешно проводить ци через "заставы", усердно направлять его движение, то может возникнуть дисгармония в даньтяне, что чревато большой опасностью. В прошлом такую ситуацию называли "помогать всходам расти".
Рубин.
Поэтому следует поступать согласно природе истинного ци. В это время распространение истинного ци обусловливается не волей человека, однако если при движении вверх не удается пройти "заставу" юй-чжэнь, то внутренний взор следует направить на макушку, и "застава" будет пройдена. Пятая ступень: накапливать изначальное шэнь, взращивать жизненные силы. Вышеуказанный принцип означает возвращение к концентрации на даньтяне. Даньтянь - это область длительной концентрации. После прохождения канала ду один за другим проходят другие каналы. Если в точке бай-хуэй на макушке проявляется энергия движения, то можно концентрироваться также и на макушке головы. Одним словом, надо гибко овладевать методом, о котором можно сказать так: "Пока есть устремление, то постигают чувствами, когда же нет устремлений, то постигают чудесным образом". Это означает, что в процессе выполнения упражнений используются различные мысленные способы управления. Все вышеперечисленное делается последовательно и постепенно. Каждая предыдущая ступень является основой для последующей, а последующая - неизбежным развитием предыдущей. Первая, вторая и третья ступени связаны с регулировкой дыхания, перемещением истинного ци для того, чтобы сконцентрировать имеющееся в теле истинное ци в даньтяне; этот этап называется "практиковать превращение цзин в ци". На четвертой ступени накопленное в даньтяне истинное ци происходит через канал ду, перемещаясь в обратном направлении, поднимается вверх и достигает "моря мозга" (нао хай). Этот этап называется "практика превращения ци в шэнь". По достижении пятой ступени мастерство становится еще более точным и тонким (дословно: "очищенным в высшей степени"), состояние покоя еще более ясным, общее настроение исключительно просветленным, душа неподвижной, как стоячая вода; это называется "практика возвращения шэнь в пустоту". Вышеописанная последовательность пяти ступеней, разделенная на три этапа, является основой процесса тренировки метода перемещения истинного ци. При выполнении упражнений следует учитывать следующее: поскольку физическое состояние людей неодинаково, конкретные условия разные, эффект от занятий также зависит от конкретного человека. Поэтому необходимо следовать принципу естественности, применять метод гибко, без какого-либо насилия и принуждения; нужно совершенствовать мастерство терпеливо, проявлять настойчивость; нельзя пускать занятия на самотек. В этом ключ к успеху.
Рубин.
КАК ПРАКТИКОВАТЬ МЕТОД "РАЗДЕЛЬНОГО ЛЕЧЕНИЯ БОЛЕЗНЕЙ" Метод "раздельного лечения болезней" заключается в том, что в зависимости от состояния "пяти плотных органов" (сердце, печень, селезенка, почки), "шести полых органов" (желчный пузырь, желудок, тонкая кишка, толстая кишка, мочевой пузырь) и относящихся к ним каналов и коллатера-лей выбираются методы цигунотерапии. Например, "метод шестисловного заклинания" (называемый также "метод дополнения и очищения способом туна")* основан на теории инь-ян, пяти стихий и декламации шести слов. В зависимости от состояния сердца, печени, селезенки, легких, почек, "тройного обогревателя", а также относящихся к внутренним органам каналов и коллатералей, следует использовать соответствующие слова из "шестисловника": сюй (вдох), хэ (выкрик), ху (выдох), сы (ах), чуй (выдув), си (всхлип). Таким образом, различные способы дыхания применяют для "восполнения и очищения" в целях профилактики и лечения болезней. Конкретные упражнения таковы: печень принадлежит стихии "дерево"; использовать вдох (сюй) для очищения, вдох - для восполнения; сердце принадлежит стихии "огонь"; использовать выкрик (хэ) для очищения, вдох - для восполнения; селезенка принадлежит стихии "земля"; использовать выдох (ху) для очищения, вдох - для восполнения; легкие принадлежат стихии "металл"; использовать ах (сы) для очищения, вдох - для восполнения; почки принадлежат стихии "вода"; использовать выдув (чуй) для очищения, вдох - для восполнения; тройной обогреватель принадлежит стихии "воздух"; использовать всхлип (си) для очищения, вдох - для восполнения. Во время занятий, после того как станет ясно, какие из внутренних органов поражены болезнью, следует выбрать соответствующее слово из "заклинания". Для болезней из-бытка и жара необходимо очищение, для болезней недостатка и холода необходимо восполнение. Например, в сердце излишек "огня". Используют метод очищения, выбирают слово "хэ" (выкрик); сначала делается выдох, затем вдох; При выдохе губы разомкнуты, кончик языка слегка упирается в заднее нсбо; выбранный для использования иероглиф мысленно произносится про себя; при прохождении через даньтянь используется звучание иероглифа "хэ", однако не следует произносить его вслух; одновременно делается выброс воздуха, низ живота втягивается; когда дальше выдыхать невозможно, надо вдохнуть через нос; длительность вдоха должна составлять 1/3 от длительности выдоха. Один выдох и один вдох считаются за один раз. Каждый способ, обозначенный иероглифом в "шестисловном заклинании", нельзя повторять более б раз. Если же требуется укрепить силу ян в сердце, то используют вдох через нос. Вначале делается вдох, затем выдох. При вдохе рот прикрыт, зубы сомкнуты, даньтянь выступает наружу. Выдыхать через рот; длительность выдоха должна составлять только 1 / 3 от длительности вдоха. Все дополняющие приемы основаны на вдыхании, причем их число не должно превышать 9. Очищающие методы в соответствии с состоянием внутренних органов (печень, сердце, селезенка, легкие, почки, тройной обогреватель) предусматривают как бы выдыхание названий шести вышеуказанных иероглифов. Поэтому при выдохе следует "выбрасывать из себя" соответствующие звуки безмолвно. Во время занятий необходимо соблюдать последовательность "пяти стихий" ("дерево", "огонь", "земля", "металл", "вода"), т.е. очередность звуков должна быть такой: сюй, хэ, ху, сы, чуй, си; нельзя нарушать этот порядок. Заниматься можно в любых позах - сидя, лежа, стоя.
Рубин.
ЧТО ОЗНАЧАЕТ ДАОИНЬ Дыхательная гимнастика даоинь - термин цигуна, использовавшийся с глубокой древности. В главе "Глубокие думы" ("Кэ и пянь") сочинения "Чжуан-цзы" говорится: "Вдыхают - выдыхают и так, и этак; выводят старое и втягивают новое; раскачиваются, словно медведи, вытягиваются, словно птицы, чтобы только достичь долголетия. Таковы мужи, [практикующие] даоинь, и люди, взращивающие тело, [стремящиеся к] долголетию Пэн Цзу; все это прекрасно". Следовательно, дыхательная гимнастика даоинь включала в себя специальные позы, движения, систему дыхания, массаж, статическое взращивание и т.д., что в основном совпадает с современными методами динамического, статического и комплексного статико-динамического цигуна. Среди вещей, обнаруженных в 1973 г . при раскопках ханьской гробницы ь 3 в Мавандуй близ Чанша, было найдено цветное изображение занятий по даоинь, выполненное на шелке и датируемое начальным периодом династии Западная Хань. На одном из разноцветных шелковых свитков было изображено свыше 40 человеческих фигур в разнообразных учебных позах: одни спокойно сидят с закрытыми глазами, другие - с руками, обхватывающими голову, третьи - на корточках с втянутыми внутрь животами, некоторые изогнуты в глубоком поклоне, кто-то стоит прямо, запрокинув голову в небо; есть фигурки с согнутыми коленями и прижимающими что-то книзу руками. Поэтому древняя дыхательная гимнастика даоинь имеет чрезвычайно важное значение для изучения происхождения и развития современного цигуна.



Рубин.
ЧТО НАЗЫВАЕТСЯ "СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕМ ЧЕРЕЗ СОЗЕРЦАНИЕ" (ЧАНЬ СЮ) "Совершенствованием через созерцание" называется методика занятий по самоуглублению (чаньдин). Это одна из методик цигуна самосовершенствования, распространенная у буддистов. Согласно наставлениям учителя Цзюй Цзаня, методика "совершенствования через созерцание" включает в себя много различных пунктов, сфера ее применения весьма обширна. В пятом цзюане сокращенной редакции "Йогоча-рабхуми-шастры" ("Юй цзя ши ди лунь люэ цзуань")*, составленной Куй Цзи, жившем в эпоху Тан, говорится, что существует семь его видов*. Первый вид - "сань-мо сы-до"; суть его в "вовлечении" (дэн-инь). Назван так потому, что после устранения двух неблагоприятных факторов, мешающих созерцанию - сонливости и отвлекающих мыслей, сердце и сознание приходят в равновесие, что дает возможность использвать "благость заслуг" (гундэ)*. Второй вид - "саньмо-ди" (т.е. Samadhi); смысл его - в "ожидании" (дэн-дай); через него воспринимается единство души всех одухотворенных созданий с окружающим миром. Третий вид - "сань-мо-бо-ди" (т.е. Samapatti); его суть в "достижении" (дэн-чжи). Это всеобщая сущность всех одухотворенных и неодухотворенных состояний. Четвертый вид - "то-янь-на" (т.е. Dhyana) соответствует обычно употребляемому термину "чань" ("созерцание"); истинный смысл его - "спокойное размышление". Пятый вид - "чжи-до-и-цзя-а-цзе-до-до", что означает слитность души и окружающего мира, основой которой является "ожидание" (дэн-дай). Шестой вид - "шэ-мо та" (т.е. Samatha); суть его в "безмолвном Пределе" (конце) (цзи чжи). Седьмой вид - "сянь-фа-лэч-жу" представляет собой основу четвертого вида ("спокойного размышления"). "Совершенствование через созерцание" является одним из методов совершенствования у буддистов; скрытый в нем смысл указывает на "спокойное размышление". Метод "совершенствование через созерцание" неукоснительно требует, чтобы занимающийся в спокойной обстановке и обычной жизненной ситуации отвлекся от всех привя-занностей и посторонних мыслей, чтобы облегчить концентрацию духа и осуществление непрерывного совершенствования с использованием методов гармонизации сердца, дыхания и тела. Гармонизация тела означает контроль за позами во время "совершенствования через созерцание"; в буддизме обычно отдают предпочтение позе сидя с поджатыми скрещенными ногами подошвами вверх. В "Каноне таинств созерцания" ("Чань би яо фа цзин") говорится: "Буддистские отшельники (Sramana) должны сидеть с поджатыми скрещенными ногами подошвами вверх спокойно, в свободной одежде, с выпрямленным корпусом; левая рука должна лежать поверх правой, глаза должны быть прикрыты, язык касаться нсба, [чтобы] обеспечить состояние спокойного сердца, не отвлекаться".
Рубин.
Гармонизировать дыхание - значит дышать мягко и тонко, полностью контролируя длительность процесса. В первом цзюане сочинения "Да ань бань" ("Канон о концентрации"), переведенного Ань Шигао*, жившем в эпоху Хань, говорится: "Дыхание бывает четырех видов: первое - как ветер, второе - как воздух, третье - как [нормальное] дыхание и четвертое - как одышка. Когда есть звук, это ветер; когда нет звука - это движение воздуха; когда воздух выходит и входит - это дыхание; когда воздух выходит и входит не до конца - это одышка". Главное в гармонизации сердца (психического состояния) - смирить мятежные мысли, с помощью волевых усилий сконцентрироваться, чтобы дать отдых мозгу и мышцам. Обычно это связано с регуляцией дыхания и практикуется вместе с ним. В пятом цзюане сочинения "Истинный канон о путях медитации" ("Сю син дао ди цзин"), переведенном Чжу Фаху при династии Западная Цзинь, говорится: "Счет дыхания и овладение мыслью (комментарий: это старый перевод [терминов, обозначающих] регуляцию дыхания и гармонизацию сердца), имеет четыре вида: первый называется счет дыхания, второй - взаимное следование, третий - остановка и созерцание, четвертый - возвращение и очищение от мирской суеты". Эти способы подчинения дыхания и сердца (психики) позже были названы "шестью чудесными способами" (лю мяо мэнь).



Рубин.
ЧТО НАЗЫВАЕТСЯ "ИГРАМИ ПЯТИ ЗВЕРЕЙ" (У ЦИНЬ СИ) ХУА ТО "Игры пяти зверей" Хуа То* называются также "изображениями "пяти зверей"" Хуа То. По преданию, в конце династии Хань Хуа То* овладел искусством дыхательной гимнастики даоса Цзюнь Цяня, и, копируя движения животных, создал комплекс физических упражнений с потягиваниями и движениями всех суставов. Хуа То передал это искусство своим ученикам У Пу и Фань А. У Пу сделал это искусство особенно изощренным. Он тренировался до девяноста лет, сохраняя остроту слуха и зрения, все зубы у него были в сохранности, аппетит- как у молодого человека, что свидетельствует о большом значении этого вида цигуна для сохранения здоровья*. Система физических упражнений Хуа То, "игры пяти зверей", включает в себя движения тигра - "тигриный образ" Сяньмэня*; движения оленя - "олений образ" Шэ Чэнци; движения медведя - "медвежий образ" Гэн Сана; движения обезьяны - "обезьяний образ" Фэй Чанфана; движения птицы (журавля) - "птичий (журавлиный) образ" Кан Цанцзы*.
Рубин.
ЧТО НАЗЫВАЕТСЯ "ГИМНАСТИКОЙ ВЕЛИКОГО ПРЕДЕЛА В 13 ФОРМАХ" УДАНСКОЙ ШКОЛЫ Тайцзигун - это разновидность физических упражнений, разработанная представителем Уданской школы воинского искусства* Чжан Саньфэном*. Впоследствии она разделилась на "стиль семьи Ян", "стиль семьи Чэнь", "стиль семьи У", каждый из которых имеет свои положительные моменты. Степень их распространенности среди народа велика. Этим направлениям в методиках кулачного
боя придают очень большое значение, используя их и для лечения болезней, продления жизни, укрепления здоровья. Тайцзицюань принадлежит к категории динамических упражнений, в него включены вращения корпусом в стороны; движения ног вперед и назад; сгибание поясницы вправо-влево, вперед-назад; сгибание, распрямление, растопыри-вание и скручивание кистей рук; движения грудного отдела и живота, имитирующие глотание, выплевывание, втяги-вание, вдыхание; расслабление, приподнимание вверх, раскачивание, потягивание плеч и спины; запрокидывание вверх и опускание вниз головы и шеи. Различных стоек - великое множество; движения сравнительно сложные. Но в 13 формах тайцзи Уданской школы движения относительно простые; у них есть общие моменты с упрощенным тайцзицюанем. Однако обязательно требуются точность исполнения поз, расслабление всего тела, направление ци в дань-тянь, т.е. главное внимание необходимо уделять "внутренней работе" по перемещению ци. Этот тип цигуна и называется "гимнастика Великого Предела в 13 формах" Уданской школы.
Рубин.
ЧТО НАЗЫВАЕТСЯ КОМПЛЕКСОМ "ОСНОВА ПРЕОБРАЗОВАНИЯ МЫШЦ В 12 ФОРМАХ", РАЗРАБОТАННЫМ ДАМО (БОДХИДХАРМОЙ) В ТРАДИЦИЯХ ШАОЛИНЬСКОЙ ШКОЛЫ "Основа преобразования мышц" ("И цзинь цзин") была создана достопочтенным Дамо*. Согласно преданиям, достопочтенный Бодхидхарма прибыл на Восток из Индии и поселился в монастыре Шаолинь. Там он учил махаянистс-кому "совершенствованию через созерцание" и стал первым чаньским патриархом, пришедшим на Восток (согласно индийским подсчетам, он был 28-м патриархом). Он обнаружил, что у его послушников очень слабое здоровье и поэтому создал этот комплекс упражнений по цигуну, что помогло улучшить физическое состояние монахов. Его система включала в себя статические и динамические упражнения. Что касается статических упражнений, то по прошествии времени при передаче из поколения в поколение они постепенно утратили свой первоначальный вид. Последующие патриархи больше внимания уделяли распространению учения махаяны, а при выполнении статических упражнений - методу "беседы на монашеском сходе" (цань хуа тоу). Дошедшие до наших дней "12 форм" динамических упражнений связаны с тем, чему обучился в храме Шаолинь у горы Суншань господин Ван Цзуюань. У этого комплекса есть определенные отличия от первоначальных упражнении из "Атласа статических упражнений" ("Цзин гун ту") и "Руководства по технике ударов" ( "Цзи цзи пу"). Однако последующая практика показала, что господин Ван очень тонко выбрал эти 12 форм, весьма полезных для укрепления физического здоровья. Их содержание в основном изложено в нижеследующих стихах-считалках.

Первая форма: "Вэйто* преподносит палицу". Все тело выпрямленно стоит, соединенные руки лежат на груди. Ци уравновешено и шэнь собрано [воедино]; душа покойна, весь облик соответствует предписаниям.

Вторая форма: "горизонтально опускать палицу, [которой усмиряют бесов]". Пальцы ног упираются в землю подобно столбам, Обе руки разведены параллельно земле. Душа покойна, эмоции безмятежны; глаза устремлены вперед, уста безмолвны.

Третья форма: "поддерживать ладонями Небесные врата". Ладони подпирают Небесные врата, глаза смотрят вверх, Пальцы ног упираются в землю, все тело выпрямлено. Сила циркулирует из ног в ребра, взрастая кверху; зубы крепко сжаты, так что не разжать. Язык касается нсба, под ним рождается слюна; дыхание, регулируемое через нос, успокаивает сердце. Обе руки, сжатые в кулаки, медленно-медленно возвращаются в исходную позицию; Они расслабленно [опущены] по сторонам; [глаза] смотрят внимательно.

Четвертая форма: "поменять звезду в созвездии". Одна рука поднята к небу, ладонь над головой, зрачки смотрят внутрь ладони. Вдыхать через нос, выдыхать через рот неоднократно для регуляции дыхания; повторять равномерно правой и левой руками.

Рубин.
Пятая форма: "волочить за хвост девять коров". Одна нога выставлена согнутой в колене вперед, вторая отставлена прямой назад; в нижнюю часть живота, пустую и расслабленную, перемещать ци; Сосредоточить мысль только на руках; обоими зрачками смотреть исключительно внутрь себя.
Шестая форма: "выпустить когти, расправить крылья". Выпрямить тело, одновременно пристально смотреть в открытое окно на восходящую луну. Раздвинув [взором] горы, смотреть на вечерний морской прилив; совершить такую мысленную прогулку семь раз.

Седьмая форма: "девять духов вытаскивают сабли". Склонить голову набок, согнуть руки; обхватив голову, тереть уши. В правой подмышке открыть ян, в левой - затаить инь. Правую - встряхнуть как горы Куньлунь, левую - приклеить к лопатке. Вращаться попеременно налево и направо, тело вытягивать вверх.

Восьмая форма: "ронять на землю три блюда". Кончик языка упирается в верхнее нсбо; глаза раскрыты, зубы сжаты. Ноги расставлены как у всадника, обе руки как будто что-то прижимают книзу. Ладони развернуть вверх, как будто поднимают тысячу цзиней. Вдыхать воздух через нос, а выдыхать ртом, выполнять приседания совершенно не наклоняясь.

Девятая форма: "лазоревый дракон выпускает когти". Лазоревый дракон выпускает когти, справа налево, Левая ладонь двигается по кругу, поворачиваясь у [левого ] бока в области ребер. Правые когти, "используя попутный ветер", оказываются слева от "облачных ворот". Ци циркулирует вдоль спины и плеч; [выполняются 1 наклоны поясницы и повороты в области живота. Регулируют дыхание, добиваясь его легкости, чтобы подчинить дракона и укротить тигра.

Десятая форма: "лежащий тигр хватает добычу". Обе ноги разведены и согнуты в коленях, корпус слегка наклонен. Левая нога [изогнута ] как лук, правая [прямая ] как стрела - затем наоборот. Голова запрокинута вверх, грудь выдвинута вперед; копчиковый отдел повернут к небу и раскачивается в стороны. Дыхание ровное - вдохи и выдохи равной длительности; кончики пальцев ног упираются в землю подобно опорам. Затем надо низко согнуть поясницу и спину и из этого положения вернуться в исходное вертикальное положение.

Одиннадцатая форма: "делать поклон, бить в барабан". Обе ладони лежат на затылке, поясница согнута в глубоком поклоне до колен. Голова свешивается так, что [взор] опущен ниже [уровня] таза; рот сомкнут, зубы стиснуты. Кончик языка слегка упирается в нсбо, руки согнуты в локтях и параллельны друг другу. Закрыть уши и бить в небесный барабан*, словно на струнных и духовых .инструментах исполнять все восемь звучаний (вариант: восемь модуляций голоса Будды) [ба инь].

Двенадцатая форма: "вилять хвостом, качать головой". Колени выпрямить, плечи расправить, руками отталкивать землю. Широко раскрыть глаза, качать головой, сосредоточиться на одной мысли. Ногу поднять прямо и топнуть [о землю], выпрямить руки. Семь раз выполнить левой и правой [по очереди], таким образом закончить занятие. Вот что избавляет от болезней, продляет жизнь, [способствует ] достижению состояния самадхи.



vegra
Даже по фото хрен поймёшь чего и как делать, а по описанию....
sxn3094281107
(Рубин. @ 18.08.2007 - время: 22:28)
ЧТО НАЗЫВАЕТСЯ "ГИМНАСТИКОЙ ВЕЛИКОГО ПРЕДЕЛА В 13 ФОРМАХ" УДАНСКОЙ ШКОЛЫ Тайцзигун - это разновидность физических упражнений, разработанная представителем Уданской школы воинского искусства* Чжан Саньфэном*. Впоследствии она разделилась на "стиль семьи Ян", "стиль семьи Чэнь", "стиль семьи У", каждый из которых имеет свои положительные моменты. Степень их распространенности среди народа велика. Этим направлениям в методиках кулачного боя придают очень большое значение, используя их и для лечения болезней, продления жизни, укрепления здоровья. Тайцзицюань принадлежит к категории динамических упражнений, в него включены вращения корпусом в стороны; движения ног вперед и назад; сгибание поясницы вправо-влево, вперед-назад; сгибание, распрямление, растопыри-вание и скручивание кистей рук; движения грудного отдела и живота, имитирующие глотание, выплевывание, втяги-вание, вдыхание; расслабление, приподнимание вверх, раскачивание, потягивание плеч и спины; запрокидывание вверх и опускание вниз головы и шеи. Различных стоек - великое множество; движения сравнительно сложные. Но в 13 формах тайцзи Уданской школы движения относительно простые; у них есть общие моменты с упрощенным тайцзицюанем. Однако обязательно требуются точность исполнения поз, расслабление всего тела, направление ци в дань-тянь, т.е. главное внимание необходимо уделять "внутренней работе" по перемещению ци. Этот тип цигуна и называется "гимнастика Великого Предела в 13 формах" Уданской школы.
Тайцзицюань-это боевое искусство и все методы цигун и даоинь, используемые в этой системе не гимнастика, но подготовка тела и психики бойца к схватке с одним или несколькими противниками с оружием и без такового (если не верите, то поищите в на видеохостингах в интернете применение комплекса „24 формы яншитайцзицюань”, применение и формы стиля Чень и циньна тайцзицюань). Так же как и методы ци-гун в танланцюань, багуачжан, шэсинцюань, мицзуньцюань, мэйхуачжан и других стилей цюань-фа и цюань-шу. Что же касается тайцзицюань стиля Саньфена, то он был утерян безвозвратно из-за внутренних исторических процессов внутри Китая, а то, что сейчас преподают как даосский тайцзицюань в „13 форм” есть реставрация утерянного тайцзицюань Саньфена на основании трактатов подобных ему стилей, таких как сяньтяньцюань, хоутяньцюань, фэнлэйпай. Школа семьи Чжан Саньфэна была закрытой и тайцзицюань там преподавалось в тайне от чужаков (из-за чего собственно и произошла потеря знания этой школы). Как гласит одно из преданий об этом Саньфене, он вместе с двумя своими лучшими друзьями выкупали из тюрем преступников и совершенствовали на них свои боевые приемы... Если же и в правду хотите заниматься багуатайцзи-цигун, то и ищите либо инструкторов (школы, секции, клубы, федерации), либо учебные материалы (видеопособия, книги-самоучители), с обязательным посещением тренингов и семинаров,-по чень-ши-тайцзицюань, удан-цюань и линейному багуачжан. Ведь любой вид ци-гуна так или иначе связан с практикой традиционных китайских боевых искусств-поэтому и искать то надо именно во „внутренних стилях” (замануха для европейцев и россиянов, так как почти все стили ушу „кулачного искусства” и цигунов полностью не преподаются нечленам семьи того или иного мастера или того иль иного религиозно-мистического общества, секты или объединения семейных кланов) у-шу (боевых школах ци-гун, соединяющие в одно целое и „даосскую йогу” дао-инь, и „занятия с ци и всем, с чем связанно это самое ци” ци-гун, и военно-прикладные методы самообороны и нападения цюань-шу и чжан-шу). Ведь никто не будет пытаться сделать из вас бойца (за исключением „китайского смешанного единоборства” сань-да и „китайского кикбоксинга” сань-шоу), научить всем приемам борьбы цинь-на с шоу-цзяо (цинь-на без приемов из шоу-цзяо не имеет практической ценности. Правда полностью циньна изучается лишь в полицейских и разведывательных спецназах Китая),-скорее всего будут „травить байками” по загадочному „ядовитому касанию отсроченной смерти Дим-мак” (на самом же деле под этим наименованием скрываются методы воздействия на 36 уязвимых областей „пресечения путей ци и крови, там где сворачиваются кости и мышцы разделяются/отделяются от костей” человеческого тела-Дянь-май и Дар-мак) и сражениях основателей стиля с „полчищами врагов”, научат нескольким простейшим приемам самозащиты под видом изучения по-циньна и чжэн-циньна (часто учат одному и тому же во многих секциях и клубах „традиционного китайского” у-шу, распространяемые в Китае как курс допризывной подготовки подростков на основе современного у-шу стиля чан-цюань,- как правило, это пинок вперед подъемом стопы либо нижней частью голени таньтуй в складку паха между бедром и лобком; боковой пяткой ноги цэчуай в нижнею треть бедра, диафрагму, низ живота и по колену; коленом снизу динси в промежность и подреберье; удары частями сжатого кулака цюань и открытой ладони чжан в лицо, затылок, спину, грудь, живот и промежность; выворачивания сочленений (суставов и сухожилий) конечностей; рычаги пальцев, локтя и колена; удары локтем чжоу в верхнию часть тела (плечевой пояс, голову, шею и подмышечные впадины), живот и по спине; около трех-девяти удушающе-сковыващих захватов за шею и голову; несколько подсчек типа гоути и хоусаотан; и, что-нибудь экзотическое, типа клюва журавля, орлинного когтя, крюка богомола, головы змеи и тычка пальцами в места-между мышцами на туловище и шее, кроме позвоночника; области пяти органов чувств на лице и голове (носовые хрящи, глаза, ушные раковины, подъязычная слюнная железа и другие) и ударов ногами в прыжке), покажут основы в виде гимнастического комплекса расстягивающих и общеукрепляющих упражнений дао-инь (часто в виде упражнений для разминки и заминки-пробежка, скручивания и так далее), и как следует нагрузят основами ци-гуна (дышать, мол, правильно только так; ци следует по такому-то пути и прочии). По-крайней мере вы получите неплохой для начала начал опыт в цигун. Если же у вас в городе (деревни, поселке) практически нету интересующих вас стилей ци-гун, то ищите карате (японские стили воинского „боевого” цигун). Или ищете айкидо (потому, что преподают его как правило как некий аналог мягких систем цигуна). Но самое лучшее если у вас в населенном пункте имеется и клубы с секциями по айкидо, карате, ушу и цигун-тогда у вас больше шансов изучить приличное количество методов практического ци-гун и дао-инь. Если же нету, то никто вам не мешает самостоятельно искать нужные учебные материалы, и, заниматься в одиночку.

Это сообщение отредактировал sxn3094281107 - 11-07-2015 - 09:16
sxn3378844222
(sxn3094281107 @ 01.07.2015 - время: 07:00)
Или ищете айкидо (потому, что преподают его как правило как некий аналог мягких систем цигуна). Но самое лучшее если у вас в населенном пункте имеется и клубы с секциями по айкидо, карате, ушу и цигун-тогда у вас больше шансов изучить приличное количество методов практического ци-гун и дао-инь. Если же нету, то никто вам не мешает самостоятельно искать нужные учебные материалы, и, заниматься в одиночку.
Нащот карате понятно-там есь корешки из Поднебесной, но айкидо слишко обделенно-и одно лишь кокю и харагей: Nushott ajkedo end chi gune
Для ци-гун важно не токмо боевы искусства и упражнени дао-инь-нужна пранаяма йога, кундалини йога, и раджа йога, и фэншуй, и обышна силовая гимнастика с гирями, и уединение от лишних глаз на природе. Желательно иль около водоёма, иль в гористой местности. Тольг тохда будеть внутренна алхимиа ней-дань-известная под именем цигун, но для постижения дао (радужного потока, взращивани жемчужины, полета на драконе и проче работ ци) ещо нужона внешня алхимиа вэй-дань-и китайско-кореанска колдовство, можн и онмёдо-метода одна по-сути, названиа-разны...
Нужонто учест-и большинство снадобий даоссов нынще низзя изготовлят, из-за содержания галлюциногенных компонентов (можно попасть под статью);
-много утеряно методик, но много китайсы заимствовали из Индии, Монголии, Сибири и проче, патаму и нужонта йога;
-без знаний о сокровенном для даоссов-и енто в смысле фэншуй, и-цзин и проче подобного-далекого продвиженьа не видать каково своих ушей.
#миккё #сюгэндо

Это сообщение отредактировал sxn3378844222 - 21-01-2016 - 11:03
sxn3378844222
Воще ци-гун есь китайская народная биоэнергетика...
sxn3094281107
(sxn3378844222 @ 22.12.2015 - время: 10:58)
Воще ци-гун есь китайская народная биоэнергетика...

Не хотим продукты массового потребления (боевые искусства, чай, форфор, вилки да ложки и т.д.), можно поменять на продукты из, по-арийски более близкой, Индии. Там столько всего интересного. Есть даже то, что ци-гун и у-шу может заткнуть за пояс. Йога, калари-пояте, варма-ади, аюрведа... Можно кстати дополнять, одно другому не мешает. Пранаяма и управление потоками ци, учение о 108 жизненно важных участках тела и мармавидья, наука о полях киновари и учение о чакрах да нади ... индийский чай и китайская церемония его употребления.
sxn3378844222
Но практически всем „будоистам” и „йогам”-нужны качественные продукты из Поднебесных-Японии, Кореи и Китая.
Так что-вместо того, чтобы сравнивать йогу и цигун-находя нужное для тренинга,-будут пытаться „получить просветление” от Мастеров Восточных Дел...

Страницы: 123[4]