Дао - путь

Текстовая версия форума: ПОЛИТЕИЗМ: язычество, многобожие

Полная версия топика: Дао - путь
Полная версия форума: ПОЛИТЕИЗМ: язычество, многобожие
Страницы: [1]

laeda
дао невозможно дать чёткое определение, его суть находится между определениями.....

Лао-цзы 14 параграф

Смотрю на него и не вижу, а поэтому называю его невидимым.
Слушаю его и не слышу, поэтому называю его неслышимым. Пытаюсь схватить
его и не достигаю, поэтому называю его мельчайшим. Не надо стремиться
узнать об источнике этого, потому что это едино. Его верх не освещен, его
низ не затемнен. Оно бесконечно и не может быть названо. Оно снова
возвращается к небытию. И вот называют его формой без форм, образом без
существа. Поэтому называют его неясным и туманным. Встречаюсь с ним и не
вижу лица его, следую за ним и не вижу спины его.





Бестя
1. Что такое ДАО?

1.1. Двойственность.

Дао – это с одной стороны путь, а с другой – отношение к жизни, т.е. часть мировоззрения. И разорвать эти две части невозможно.
Так, даже если ты попал в поток и идешь по пути, но у тебя будет неправильное отношение, то ничего не получится - ты свернешь. Правильное отношение и устойчивая философия способст-вуют непрерывному движению с минимальным приложением усилий. Это напоминает реку, те-кущую с возвышенности вниз. Вода течет без усилий под своим весом очень лениво и при этом попадает туда, куда надо. Если человек прислушивается к своим действительным потребностям и развивается гармонично, он чувствует, где ему хорошо и удобно, где он развивается наиболее оп-тимально, не сворачивая горы, и добиваясь, тем не менее результата. Т.е. он не должен искать трудный путь, для того, чтобы растратить силы на выдуманных горках и кочках, а в результате, выдохнуться на половине пути. Но как только он начинает отвлекаться и идти туда, куда кажется правильно другим, когда мнение окружающих настолько резко меняет его отношение к жизни, что он способен бросить все наработки, тогда философия, мировоззрение начинает оказывать сильное отрицательное влияние на путь, и человеку кажется, что он нормально и хорошо движется, а на самом деле он деградирует. И то же наоборот, при почти правильном мировоззрении, жгучем же-лании развиваться, человек ходит в какую-нибудь «Белую магию», где правильными словами его уводят в сторону от практики Дао.

1.2. Дао как Путь.

Дао – это путь. Его можно сравнить с рекой, непрерывно текущей, впадающей во все более широкое русло. Цель потока не может быть конечной. Если поток остановить – он неизбежно либо пересохнет, либо застоится и загниет. Таким образом, цель потока – непрерывное течение. Только в этом случае он сохранит себя как поток. Смысл Дао в непрерывном движении, пока движение есть, поток не пересохнет, человек идущий по пути не исчезнет как сущность.
Если же ты добрался до вершины горы, то дальше все пути ведут с неизбежностью только вниз.
Если продолжать сравнение Дао с рекой, то он напоминает реку со множеством притоков, родников, ручейков. Каждый из этих родников, ручейков и притоков можно сравнить с человече-ской жизнью, каждый имеет свое начало и с неизбежностью, при правильном подходе, будет пе-реходить во все более широкое русло, пока не достигнет моря. А при неправильном они могут пе-ресохнуть, впасть в болото и застояться. Т.е. каждый человек проходит какой-то путь, но если не-прерывность пути не становится одним из основополагающих условий, то человек неизбежно за-ходит в тупик, и его короткий путь обрывается. Большой поток устойчивей маленького ручейка. Ручейку приходится преодолевать какие-то естественные препятствия для того, чтобы достичь бо-лее широкого русла. И в более широком русле остаться в движении и сохранить себя как частичку потока удается не каждой молекуле воды. Те частицы, которые попадают в центр потока движутся быстрее, и шанс достичь моря или океана у них гораздо выше, другие же, медленно продвигаю-щиеся с краю могут всосаться в почву, или просто перемещаться бесконечно долго, а если берега неровные с заводями, у них есть шанс и застояться и испариться в какой-нибудь спокойной луже.
Сама человеческая жизнь – это и есть более или менее полноводный или пересыхающий, бы-стрый или застаивающийся поток. Исчезает поток – заканчивается жизнь.
У истоков будущее кажется устрашающе величественным и мощным, а сами истоки мало-значимыми и никчемными. Любой желающий у истоков может перешагнуть Волгу или Нил. Ве-личие и великолепие замыслов и планов давит. И в этой ситуации либо опускаются руки, либо че-ловек во весь опор, во всю силу рвет вперед. Но где вы видели ручеек, который вращает турбины ГЭС? Это будет потом, это потом вода будет прорывать любые плотины и выдавать при этом ме-гаватты мощности. А вначале ручей можно легко остановить. Либо мы не верим в то, что можно стать великой рекой, и становимся болотом, либо от очень сильного желания размываем все и са-ми мешаем себе, перегораживая путь смытыми с берегов деревьями, илом и камнями.
Что делает поток, когда на пути возникают препятствия? Он не пробивает их мгновенно. Он накапливает силы, разливается, успокаивается, набирает мощь, а потом без труда сокрушает пре-граду. Сложнее преграда – меньше суеты и больше времени уходит на собирание ресурсов. В свое время преграда падет как бы сама.
Важно понимание того, что тебе нужно. В суете его не будет. Бурлящий поток, постоянно меняющий русло, мутен. Дна не разглядеть. Не понять, что же движет им, то ли он делает. Воде ведь не надо тащить с собой тонны песка, камней и ила. Это лишняя работа. Т.е., чем больше суе-ты, тем больше работы.
Надо помнить, что вода камень точит, но для этого необходимо упорство и время. Впереди вся жизнь. И осилит путь идущий. Можно, конечно, и быстро побежать, но только если опаздыва-ешь на свидание. В жизни же часто опаздывает тот, кто суетится и спешит.
Развиваться тяжелей, чем деградировать. Еще Платон говорил об этом «Дорога вниз легче». Развиваться быстро и долго еще сложней. Поэтому важны принципы экономии усилий, своевре-менности, эффективности и др. Познать и научиться применять их в жизни – значит, стать по-настоящему счастливым человеком.
Мы успеваем без труда тогда, когда делаем мало ошибок. Совсем их не делает тот, кто не де-лает ничего, но мало их делает тот, кто принимая решения имеет достаточное количество инфор-мации, т.е. не суетится и не спешит. Больше времени на принятие решений – меньше на исправле-ние ошибок. В результате – экономия времени и сил, достижение результата.

Бестя
1.3. Дао как часть мировоззрения.

Мировоззрение - это система норм, индивидуальная для каждого человека. Есть нормы, гра-ницы которых установлены общественными группами, к которым принадлежит данный конкрет-ный человек, есть нормы, границы которых диктуются всем тысячелетним опытом развития Чело-вечества. Есть нормы, выработанные в процессе собственного жизненного опыта, на которые че-ловек опирается чаще всего. Т.е. если предшествующий опыт показывает, что в своих интересах можно обойти или нарушить какие-то из общепринятых норм и правил, человек все более уверен-но раздвигает эти внешние границы, руководствуясь своими потребностями.
Если в процессе развития мировоззренческие нормы не вступают в противоречие с нормами окружающего мира, скорость движения гораздо выше. Если же человек поступает неадекватно, не учитывая собственные возможности, ввязывается в противоборство с окружающей средой, внеш-ний мир активно сопротивляется, и скорость движения резко падает.
Палка – это предмет. Она просто есть до тех пор, пока кто-то не решил ее использовать. Если это мы – она превращается в оружие или инструмент. Эффективность их зависит от наших навы-ков. Ее могут использовать, и очень эффективно, против нас. В таком случае она причиняет нам вред. В конце концов, мы можем об нее просто споткнуться. Т.е. мир нейтрален по отношению к нам. Если у нас есть достаточное количество навыков, мы его используем для достижения своих целей. Если таких навыков нет, его использует кто-то другой, в том числе против нас. Т.о. мы са-ми замедляем или увеличиваем скорость своего развития. Как водитель при наличии навыков мо-жет увеличить скорость автомобиля, не попав при этом в аварию и не перенапрягаясь.

1.4. Место в жизни.
Исходя из вышесказанного, можно, конечно, рассуждать о том, какое место Дао занимает в жизни каждого конкретного человека, но пока это место не становится величиной во всю челове-ческую жизнь, эта жизнь как поток конечна.
В мире есть много людей, которые задумываются над смыслом своей личной жизни и счи-тают необходимым чего-то добиться.
Гораздо меньшая часть из них считает свои цели самым главным в жизни, и стремится к их достижению, по возможности пренебрегая второстепенными по важности потребностями. Уже одно это в совокупности с грамотным планированием способно привести человека к большим достижениям.
И единицы не разделяют жизнь и Дао и переходят в иные состояния, оставив после себя школы последователей.

1.5. Дао как жизненное кредо.

Кредо (лат.) – исповедание, символ веры; убеждения. Т.е. – это некий свод внутренних пра-вил, которых человек придерживается.
Когда мы говорим о том, что у человека есть жизненное кредо, мы подразумеваем, что у него есть смысл жизни, есть правила, по которым он живет. Но только, когда смысл жизни и жизнен-ные правила соответствуют тем правилам, по которым все в мире течет, меняется, действует, раз-вивается, и человек, следуя им, приходит в гармонию, это значит, что жизненным кредо человека стали принципы Дао. Он не подчиняется законам, он им следует. И следует не потому, что так надо, а потому, что ему хочется, ему так удобно и комфортно. А другие подходы к жизни вызыва-ют дискомфорт, т.к. неестественны.

1.6. Дао как отношение к жизни.

Ни один человек не существует сам по себе. Вокруг него есть множество других живых су-ществ разумных и неразумных. Есть множество материальных и нематериальных объектов и цен-ностей. Все, что человека окружает не является к нему ни дружественным ни враждебным, пока он не сделает какое-то движение. Человек, который рассчитывает на большее, чем способен сам получить и усвоить приобретает тенденцию к несамостоятельности и зависимости. Нельзя рассчи-тывать на большее того, что можешь взять и использовать у природы. Выходя на соревнования, или готовясь к ним, необходимо предполагать, что против нас будет направлено все судейство, против нас будут все атмосферные и природные условия, против нас будут все состояния и вся окружающая среда, зрители и судейская бригада. Против нас будет квалифицированный соперник. Потому что мы идем на битву. А следовательно, сопротивление окружающей среды неизбежно. И именно в таких условиях нужно учиться выигрывать у жизни. Нужно отбирать у жизни и завоевы-вать преимущества для себя. И если вдруг окажется, что окружающая среда, зрители, судьи ней-тральны, если окажется, что противник такой же квалификации как мы, а не выше, это уже пода-рок судьбы, за который ее нужно благодарить, и не использовать такой подарок – это практически преступление против себя. Даже в такой ситуации мы обязаны победить. А что уж говорить, если судья надумал нам подсудить, или зрители за нас переживают, или что-либо еще играет в нашу пользу. Не выиграть в такой ситуации – это преступление. Обычно же все происходит наоборот. Если человеку не подсуживает судья, он считает, что уже все потеряно, мир перевернулся и побе-дить у жизни в такой ситуации невозможно. Это неправильный подход, приводящий к инфанти-лизму. Надо побеждать в неблагоприятных для себя условиях. Надо неблагоприятные для себя ус-ловия считать нормальными, надо в неблагоприятных для себя условиях сохранять покой, уравно-вешенность духа и в неблагоприятных для себя условиях развиваться и выносить пользу из всего, что мы имеем. Надо любой лимон уметь превращать в лимонный сок. Только тогда возможно раз-витие энергии шень, только тогда возможно развитие вообще. Это не значит, что природа по от-ношению к нам враждебна. Она нейтральна, но инерционна. Любое действие, которое мы совер-шаем, направлено на изменение, а, значит, некоторое сопротивление окружающей среды неизбеж-но. И чтобы разогнать процесс, необходимо приложить усилия, по крайней мере на старте. С при-родой не надо бороться, в ней надо жить, не нарушая, а используя ее законы. Тогда комфортно жить всегда и везде. Тогда ты становишься победителем и хозяином жизни, а не ее рабом.

Т.е. выстраивание правильных отношений и с самим собой и с окружающим миром разум-ным и неразумным, одушевленным и неодушевленным, материальным и нематериальным – это элемент нормальной даосской философии. А правильными можно считать такие отношения, когда и свои действия и мысли и все окружающее способствует непрерывности и оптимальному ускоре-нию потока, а не становится плотиной на пути, способной затормозить реку или напрочь пере-крыть ручеек.

Бестя
1.7. Отношение к знаниям и Учителю.

Можно идти по пути самому, по крупицам добывая знания, внимательно прислушиваясь к своим ощущениям. Но насколько трудно освоить заново с нуля тысячелетиями наработанные ме-тодики без надежных источников информации. Какое образование получит ребенок без школы, без учителей, имея на руках одни учебники? А почему-то считается, что так же как практически любой обыватель чувствует себя специалистом в воспитании детей (не имея при этом специаль-ного образования), так и в постижении Дао – море специалистов, не нуждающихся ни в чьих ре-комендациях, но почему-то при этом реально идущих – единицы.
Учитель – это не чтец проповедей. Это, прежде всего, звено в информационной цепи поколе-ний. Это информация в чистом виде. Ценность ее в качестве. Если цепь передачи информации не прерывалась в течении многих поколений – значит, информация отобрана, проверена, отброшена вся шелуха, остается только квинтэссенция. Кроме того, даже идеально выверенную информацию человек способен обратить себе во вред. Не случайно во многих учебниках практического Дао на первых страницах мы встречаем предупреждение о том, что за нанесение себе вреда неправильной практикой автор книги ответственности не несет. Роль Учителя особенно на начальных этапах – контроль за тем, как воспринята информация. Но это не означает, что он берет на себя всю ответ-ственность, потому что даже в этом случае ученик способен при неправильном мировоззрении не послушать каких-то рекомендаций и опять же причинить себе вред.
То есть успех обучения во многом зависит от качественного уровня источника информации. Если, например, в учебнике есть дополнительные рекомендации, какого эффекта следует избегать, трудные места обойти проще. Любая книга, как бы она ни была хороша, не в состоянии преду-смотреть все варианты ошибок, у каждого человека есть свои индивидуальные особенности, в за-висимости от которых его ошибки могут быть специфичными. И здесь гораздо большую помощь может оказать человек, идущий по пути в интересующем нас направлении, но прошедший неиз-меримо больше. На востоке принято слово Учитель.
Учитель – это человек, помогающий идти по дороге жизни.
Для того, чтобы процесс обучения приносил реальную пользу обеим сторонам, следует бо-лее внимательно разобраться в принципах взаимоотношений Учителя и ученика.
Какова роль Учителя, с точки зрения наиболее оптимального развития для ученика. В чем заключается помощь Учителя ученику. Учитель не горит, Учитель не греет, Учитель не сжигает себя для того, чтобы помочь другому. В состоянии обучения присутствуют только две фазы.
На первой Учитель зажигает огонь. И это обязанность и долг ученика не похоронить втуне доброе начинание Учителя, а поддерживать этот огонь на протяжении всей своей жизни, пилить, колоть дрова, подбрасывать их в огонь и охранять его от воды и ветра, или поддерживать в со-стоянии, в котором вода и ветер ему не страшны. Ученик должен прилагать усилия к тому, чтобы развиваться.
На второй стадии Учитель даже и не зажигает огонь, а пытается научить ученика зажигать огонь самостоятельно. В этом и состоит миссия Учителя.
И если Учитель начинает поддерживать огонь вместо ученика, ученик попадает в зависи-мость от него и не может уже идти вперед без посторонней помощи. Он становится чем-то напо-добие беспомощного калеки.
Теоретически, конечно, осилить путь может и человек, который едет в рюкзаке другого че-ловека, но каждый раз когда тот, в чьем рюкзаке находится попутчик, пересаживается с одного транспортного средства на другое, наездник становится все более и более зависимым и беспомощ-ным. Учитель не может тащить вечно и не отрываясь, у него есть свои задачи, своя цель, и он должен развиваться сам. В конце концов, ученик может оказаться у руля транспортного средства, которым он не умеет управлять и практически с неизбежностью попадет в аварию. Тем самым за-кончится его путь.
Об этом должен помнить каждый человек, который набирает себе учеников. Он должен не только сам этим руководствоваться, но и напоминать своим ученикам. Нельзя развиваться за кого-то.
Вторая сторона вопроса: зачем нужны ученики, ведь на каждого необходимо тратить время. Дело в том, что Учитель не стоит на месте, он непрерывно развивается сам, и в процессе развития получает новые возможности, методики, подходы. В них порой трудно разобраться. Задачу можно облегчить с помощью учеников, отрабатывая на них действенность тех или иных методик. При этом, если ученики подходят творчески, Учитель, обобщая результаты, начинает двигаться вперед в несколько раз быстрее, чем они. Это напоминает принцип движения в паре с шестом.
Чем больше его толкают вперед ученики, тем больше он в них заинтересован. Аналогично и у учеников по отношению к Учителю и друг к другу. Все заинтересованы в том, чтобы творчески освоить информацию, полученную от Учителя и помочь друг другу. Это залог общего и индиви-дуального успеха.
Бестя
Дао и чань.

Чань – это состояние души. В правильном состоянии, когда человек очень чутко прислуши-вается к себе, само состояние способствует тому, что человеку гораздо легче определить правиль-ный Дао. Он чувствует любые изменения в окружающей среде и мгновенно адекватно на них реа-гирует. Именно в этом случае он напоминает парусник, который четко знает, куда плывет, и ма-лейшие дуновения ветра использует для того, чтобы продвинуться к цели. Остановить парусник может только полный штиль, а это достаточно редкое состояние в нашей жизни. Любой же другой ветер, даже встречный, помогает ему, т.к. парусник может передвигаться галсами, но основного направления при этом не менять. Дао же, как отношение к жизни, способствует формированию чань (состояния души).
Пёсик
Дао ещё и источник, нет? Типа Солнца... Не читал всех постов тут, может уже говорили об этом
Uraniuss
В дальнейшем информацию о Дао будем размещать в статьях.

Здесь - только вопросы, ответы, обсуждения.

Страницы: [1]